(от био... и греч. genesis - происхождение), теории, отрицающие появление жизни на Земле в результате возникновения живых существ из неживой материи (ср. Абиогенез ). В основе представлений о Б. лежат противопоставление живого неживому и идея вечности жизни . Сторонники Б. предполагали, что зародыши живых существ были занесены на Землю с других, более древних небесных тел - теория панспермии . Её поддерживали немецкий химик Ю. Либих, физик и физиолог Г. Гельмгольц, шведский химик С. А. Аррениус и др., противопоставлявшие теорию панспермии существовавшему в середине 19 в. представлению о самозарождении сложно организованных животных (червей, мух и др.) из гниющего мяса, грязи и т.п. Авторы теории Б. ссылались на то, что перенос зародышей теоретически возможен, т.к. при отсутствии кислорода и при низкой температуре космического пространства зародыши могли находиться в состоянии анабиоза . Однако в дальнейшем выяснилось, что космические лучи оказывают губительное действие даже на весьма устойчивые споры бактерий. На ошибочность теории Б. указал Ф. Энгельс, считавший, что представление о требуемой теорией Б. устойчивости носителя жизни - белка - противоречит данным о его химических свойствах, а представление о вечности первичных носителей жизни несовместимо с историческим взглядом на живую природу (см. 'Диалектика природы', 1969, с. 263-64).
Лит.: Опарин А. И., Жизнь, ее природа, происхождение и развитие, 2 изд., М., 1968.
Л. Я. Бляхер.