Значение БАХ (НЕМ. МУЗЫКАНТЫ, СЫНОВЬЯ И. С. БАХА) в Большой советской энциклопедии, БСЭ

БАХ (НЕМ. МУЗЫКАНТЫ, СЫНОВЬЯ И. С. БАХА)

(Bach), немецкие музыканты, сыновья И. С. Баха .

Вильгельм Фридеман Б. (22.11.1710, Веймар, - 1.7.1784, Берлин), композитор и органист. Старший сын И. С. Баха. Из всех сыновей знаменитого композитора наиболее близок к нему по характеру творчества; в клавирных и камерных произведениях подготовил новый выразительный стиль, развитый К. Ф. Э. Бахом. В 1733-64 работал при церквах в Дрездене, Халле (Галле, отсюда название 'халльский', или 'галльский', Бах) и других городах. Автор 21 кантаты, 9 симфоний, концертов, камерных, органных и клавирных произведений.

Лит.: Falck М., Wilhelm Friedemann Bach, Lpz., 1913; 3 Aufl., Lindau, 1956; Franck H., Friedemann. Der Sohn Johann Sebastian Bachs, 2 Aufl., B., 1964; Geiringer K., The Bach family.... L., 1954 (библ. с. 490-95).

Иоганн Кристиан Б. (5.9. 1735, Лейпциг, - 1.1.1782, Лондон), композитор и пианист. Младший сын И. С. Баха. С 1754 жил в Милане, с 1762 до конца жизни - в Лондоне (отсюда название 'миланский' или 'лондонский' Бах). Представитель так называемого галантного, изящного стиля. Пользовался мировой славой как автор опер (11 итальянских опер - 'Александр в Индии', 'Луций Сулла' и др. и 1 французская), симфоний и произведений для фортепьяно. Перенёс в фортепьянную музыку певучесть итальянской оперной мелодики. Музыка Б. оказала влияние на творчество молодого В. А. Моцарта.

Лит.: Terry Ch. S., Johann Christian Bach, L., 1929; Geiringer K., The Bach family..., L., 1954 (библ.).

Иоганн Кристоф Фридрих Б. (21.6.1732, Лейпциг, - 26.1.1795, Бюккебург), композитор, клавесинист и капельмейстер. Сын И. С. Баха. Работал в придворной капелле в Бюккебурге (отсюда название 'бюккебургский' Бах). Автор ораторий, кантат, камерно-инструментальных произведений.

Лит.: Geiringer К., The Bach family..., L., 1954 (библ.).

Карл Филипп Эмануэль Б. (8.3.1714, Веймар, - 14.12.1788, Гамбург), композитор и клавесинист. Второй сын И. С. Баха. В 1738-67 работал в Берлине (с 1740 - придворный музыкант), с 1767 - директор музыки в Гамбурге (отсюда название 'берлинский' или 'гамбургский' Бах). Пользовался при жизни славой крупнейшего немецкого композитора. Творчество Б. родственно литературному течению 'Буря и натиск' с его приподнятой экспрессией, полётом фантазии, свободой выражения, граничащей с импровизацией. Среди многочисленных произведений композитора (кантаты, оратории, симфонии, концерты) наибольшее значение имеют сонаты для клавира (около 200) - новый для 18 в. жанр, в развитии которого Б. сыграл выдающуюся роль. Автор методического труда 'Опыт правильного способа игры на клавире' (ч. 1-2, 1753-62; факс. изд. 1957).

Соч.: Бах Ф. Э., Избр. соч. для фортепиано, вступ. статья А. Юровского, М.-Л., 1947.

Лит.: Фишман Н., Эстетика Ф. Э. Баха, 'Советская музыка', 1964, | 8; Bitter С. Н., Carl Phillip Emanuel und Wilhelm Friedemann Bach und deren Bruder, Bd 1-2, B., 1868.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.