бетлейка (от Betleem - польск. название г. Вифлеема), народный кукольный театр. Начал развиваться в Белоруссии с 16 в. Существовал также под названием 'Жлоб', 'Вифлеем', 'Яселка', 'Вяртэп'. Возникновение Б. связано с рождественскими праздниками (согласно Евангелию, Вифлеем - место рождения Христа). Распространению Б. способствовали странствующие семинаристы. В представления Б. входили: религиозная пьеса 'Царь Ирод', народная драма 'Царь Максимилиан', жанровые сценки 'Матей и доктор', 'Антон с козой и Антониха', 'Вольский - купец польский', 'Бэрка-корчмарь', 'Цыган и цыганка' и др. Эти сценки были насыщены социальной сатирой, осмеивали представителей эксплуататорских классов (помещика, корчмаря и т.п.), противопоставляя им положительных героев из народа. Сценой для представлений Б. служил ярусный ящик, представления устраивались в верхнем и нижнем ярусах. Деревянные куклы на стержнях двигались по прорезям в полу ярусов. Существовали Б., устроенные по принципу теневого театра (Витебск, Велиж), и Б. с меняющимися прозрачными декорациями (Докшицы). Б. существовал до начала 20 в.
Лит.: Шейн П. В., Вертеп, или бетлейки (батлейки), в его кн.: Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края, т. 3, СПБ, 1902; Перетц В. Н., Кукольный театр на Руси, СПБ, 1895 (отд. отт. из 'ЕИТ'. Сезон 1894-1895 гг.); Бядуля 3., Бэтлейка и Беларускi тэатр, 'Вестник Народного Комиссариата просвещения ССРБ', Минск, 1922, |3-4, 11-12; Барышев Г. И., Художественное оформление белорусского кукольного театра батлейки, в кн.: Белорусское искусство. Сб. статей и материалов, Минск, 1957.