Мирза Фатали [30.6(12.7).1812, Шеки, ныне Нуха, - 26.2(10.3).1878, Тифлис], азербайджанский писатель-просветитель, философ-материалист, зачинатель азербайджанской драматургии. Получил духовное образование. Владел русским, арабским и персидским языками. А. служил в Тифлисе в канцелярии царского наместника на Кавказе в качестве переводчика (1834-1861); преподавал персидский и тюркский языки в Тифлисском уездном училище. В 30-х гг. началась литературная деятельность А., направленная против отсталости и религиозного догматизма, за просвещение, свободу и прогресс. В своих литературно-критических статьях А. подвергал критике придворно-эпигонскую и религиозно-мистическую поэзию, разрабатывал принципы реалистического идейного искусства, пропагандировал новые литературные жанры. Первое значительное произведение - элегическая поэма 'На смерть Пушкина' (1837). Поэма была переведена на русский язык и опубликована в журнале 'Московский наблюдатель' (1837).
Литературный талант А. с особенной силой проявился в драматургии. С 1850 по 1856 он написал 6 комедий, в которых нашла реалистическое отражение жизнь Азербайджана 1-й половины 19 в.: 'Мусье Жордан, ботаник и дервиш Масталишах, знаменитый колдун' (1850: первая постановка на русской сцене в переводе автора 1851, Петербург, 1852, Тифлис), 'Молла Ибрагим Халил, алхимик, обладатель философского камня' (1850), 'Везир ленкоранского ханства' (1850; постановка в первом азербайджанском театре, 1873, Баку), 'Медведь, победитель разбойника' (1851), 'Приключение скряги' ('Хаджи Кара', 1852), 'Правозаступники в городе Тебризе'(' Восточные адвокаты', 1855). В сатирические повести 'Обманутые звёзды'(1857) А. изобразил распад феодально-патриархальных отношений.
Мировоззрение А. складывалось под воздействием прогрессивных идей философии Бл. Востока, а также русской философии и идей французских материалистов 18 в. В своём философском трактате 'Три письма индийского принца Кемал-уд-Довле к персидскому принцу Джалал-уд-Довле...", статье 'Ответ философу Юму' и др. А. развивал материалистические идеи, отвергал бессмертие души, отделял философию и науку от религии, призывал к изучению природы. В теории познания А. стоял на позициях материалистического сенсуализма однако не смог раскрыть диалектику чувственной и рациональной ступеней познания. Протестуя против социального гнёта, А. выступал в защиту прав женщины Востока, пришёл к мысли о неизбежности насильственного свержения угнетателей. Цель воспитания А. видел в подготовке сознательных граждан-патриотов, свободных от религиозных верований. Большое значение придавал эстетическому воспитанию подрастающего поколения; ратовал за распространение наук, пропагандировал целесоооразность замены арабского алфавита латинским; выступал за подготовку азербайджанских учителей. Деятельность А. оказала большое влияние на развитие литературы и общественной мысли азербайджанского народа и народов Бл. Востока, философские сочинения А. впервые появились на русском языке в переводе автора в 1853, позднее переводились на персидский, английский, французский, немецкий и на многие языки народов СССР.
Соч.: Эсэрлари, ч. 1-3, Бакы, 1949- 1955; в рус. пер. - Избранное, М., 1956; Избр. философские произв., М., 1962.
Лит.: Джафаров Дж., М. Ф. Ахундов, Критико-биографический очерк, М., 1962; Рафили М., Ахундов, М., 1959: Мамедов Ш. Ф., Мировоззрение М. Ф. Ахундова, М., 1962; Рзаев А. К., Политические взгляды М. Ф. Ахундова, Б., 1968: Тагыjeв Н., Ахундов. Библиография (1837-1957), Бакы, 1960; Лерман А. Н., Мирза фатали Ахундов в русской печати. Биобиблиография. 1837-1962 гг., Баку, 1962.
А. А. Шариф.