(от анти... и греч. nomos - закон; буквально - противоречие в законе), противоречие между двумя положениями, каждое из которых одинаково логически доказуемо. Термин 'А.' ввёл в 1613 немецкий философ Р. Гоклениус, хотя противоречивый характер мышления был обнаружен ещё в античной философии (см. Апория ). Родоначальник немецкой классической философии И. Кант впервые показал, что А. с необходимостью порождаются особенностями процесса познания, в частности постоянными попытками разума выйти за пределы опыта, познать 'вещь в себе' , а поскольку, по Канту, это невозможно, всякий такой выход и приводит к А. В кантовском учении об А. выражена глубокая мысль о противоречивости процесса познания, зависимости результатов познания от наличных форм познавательной деятельности и вместе с тем о безграничности самого познания; эта мысль, однако, подрывается характерным для Канта агностицизмом и отрицанием противоречивости самой действительности.
Диалектический материализм различает А., являющиеся логическим отражением противоречий самой действительности (например, 'электрон-волна', 'электрон-частица'), и антиномичные суждения - парадоксы , обусловленные конкретным уровнем развития знания, в частности противоречиями в системе исходных понятий. Обнаружение парадоксов является одним из главных источников развития познания (например, теория относительности возникла в результате обнаружения антиномичности некоторых исходных положений классической физики). В целом же понятие 'А.' в диалектическом материализме не имеет самостоятельного значения, будучи подчинённым по отношению к категории противоречие .
Лит.: Асмус В. Ф., Философия И. Канта, М., 1957.
В. А. Костеловский.