народный героический эпос, бытующий в виде самостоятельных сказаний у ряда тюркоязычных народов (у узбеков - 'Алпамыш', у казахов и каракалпаков - 'Алпамыс', горноалтайцев - 'Алып-Манаш', у башкир - 'Алпамыша и Барсын-хылуу', у казанских татар - сказка 'Алпамша'), а также .у таджиков. Цикл среднеазиатских эпических сказаний о богатыре Алпамыше и его подвигах сложился, по-видимому, в 14-17 вв., когда народы Средней Азии вели борьбу против джунгарских правителей - хунтайджи. Все версии отличаются сюжетным сходством, но каждое сказание очень самобытно, окрашено местным колоритом. Наиболее обширный вариант сказания об Алпамыше записан от узбекского сказителя Фазила Юлдаш-оглы (14 тыс. стихов). Композиционно оно делится на части: 1) поездка Алпамыша за невестой, состязание его с женихами-соперниками, женитьба героев; 2) поход Алпамыша против калмыкского правителя-насильника Тайчахана, семилетнее пребывание богатыря в темнице и победное возвращение на родину. Узбекское сказание 'А.' подверглось обычной для эпоса генеалогической циклизации: был создан особый достан (см. Дастан ) о приключениях Ядгара, сына Алпамыша. Основная идея эпоса - борьба народа за независимость, утверждение справедливой и мирной жизни, высоких человеческих идеалов.
Тексты: Алып-Манаш, в кн.: Улагашев Н. У., Алтай-Бучай. Ойратский героич. эпос, Новосибирск, 1941; Алпамыс, Нокис, 1957; Алпамыш. Узбекский народный эпос, М., 1958; Алпамыс-батыр. Тексты и переводы, под ред. М. О. Ауэзова и Н. С. Смирновой, А.-А., 1961.
Лит.: Алпамыш. Тезисы докладов и сообщений регионального совещания по эпосу 'Алпамыш', Таш., 1956; Об эпосе 'Алпамыш', Таш., 1959; Жирмунский В. М., 3арифов Х. Т., Узбекский народный героический эпос, М., 1947; Жирмунский В. М., Сказание об Алпамыше и богатырская сказка, М., 1960.