Значение ЮРЬЕВИЧ, ИВАН ИВАНОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ЮРЬЕВИЧ, ИВАН ИВАНОВИЧ

писатель. Родился в 1788 г.; окончил курс армейской семинарии \["Армейской семинарией" называлось существовавшее в С.-Петербурге в первой половине XIX столетия учебное заведение с обычным курсом духовных семинарий, в котором обучались сыновья лиц военного духовенства.\]; в 1813 г. был определен в ту же семинарию учителем истории, географии, арифметики и нотного пения; уволясь из духовного звания, служил в военном министерстве, на монетном дворе, в департаменте горных и соляных дел и в морском министерстве; преподавал русскую словесность в военно-учебных заведениях. Год смерти его неизвестен. Написал "Краткое начертание метафизики" (СПб., 1824) и "Пневматология, или О существах чувствующих и мыслящих" (СПб., 1825). В книгах Ю. не встречается ни одной ссылки на произведения философов и, кроме Аристотеля, Декарта, Лейбница и Вольфа, никаких упоминаний о философах. Отсюда, однако, нельзя заключить, что сочинение Ю. представляется самостоятельным; напротив, оно в точности воспроизводит идеи Вольфа или какого-либо его ученика и, по всей вероятности, составлено по курсам философии, слышанным в семинарии. Во второй части — опытной психологии — встречаются, впрочем, и самостоятельные, но весьма малоценные наблюдения. В метафизике, которую Ю. определяет как часть умозрительной философии, рассуждающую "о главнейших истинах, познаваемых рассуждением", мы имеем дело с "сущим или существом вообще", которое бывает телесным и бестелесным, миром и Богом; в этом нетрудно узнать Вольфово деление на онтологию, пневматологию, космологию и теологию. Ю. дал только очерк первых двух частей метафизики. В онтологии он рассматривает "принадлежности" вещей вообще, принадлежности вещей относительно их сущности (единство, подлинность, совершенство, определенность), общие принадлежности бытия (пространство, время, производство), принадлежности вещей относительные (тождество и различие, союз и зависимость, причина действующая, вещественная, конечная, образовательная). Книга заканчивается замечаниями о порядке, о существе необходимом и случайном, простом и сложном, конечном и бесконечном. Никакого реального знания в этом сочинении, которое, по всей вероятности, служило руководством в артиллерийском училище, нет; знание и определения — чисто словесные. На стр. 23 мы встречаемся с любопытной полемикой с Кантом, который, впрочем, не назван по имени. Ю. делает два возражения против учения о том, что пространство и время суть формы чувствования: 1) "сии формы чувствования, будучи основаны единственно на его свойстве, одинаковым бы образом приличествовали без разбора всем ощущаемым предметам". 2) "Будучи приданы единожды к какому-либо предмету, в известном разуме, не изменялись бы и не переменяли бы своего к нему отношения. Но время настоящее беспрестанно делается прошедшим, а отношение всех предметов к нам и между собой, яко вне нас и вне себя находящихся, или пространство, беспрестанно также изменяется. И потому оные не столько суть формы нашего чувствования, сколько формы бытия чувствуемых вещей; и мы потолику и таким образом, относительно к предметам, их представляем, поколику и каким образом бытие последних для нас ощутительно бывает". Оба возражения не выдерживают критики. В опытной психологии подробно описаны страсти, которые Ю. делит на два класса: 1) чувствования приятности и неприятности и 2) сильнейшие желания; к первому классу Ю. относит радость и печаль, восторг и ужас, надежду и страх, величавость и стыд, самодовольность и раскаяние; ко второму — любовь и ненависть, сожаление и злорадование, признательность и гнев, благодарность и мщение, соревнование, зависть и ревнивость. Кроме страстей, Ю. рассматривает и наклонности, "постоянно в некоторых людях действующие", как-то: "сластолюбие или склонность к веселостям, корыстолюбие, честолюбие". Особенно подробно описано корыстолюбие.Э. Радлов.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.