или наука о праве принадлежит к числу древнейших наук, привлекавших к себе внимание ученых. Не у всех народов она получила одинаковое развитие и не у всех выделилась в особую отрасль изучения. В зависимости от того, в какой степени правовые вопросы сами по себе становились центром политической и социальной борьбы, вырастала или уменьшалась и роль Ю. Древнейшими памятниками Ю. следует считать труды индусских брахманов (см. Браманизм) и ирландских брегонов (см. Брегонский закон); это — типические образцы древнейшей теоретической разработки права, на которую по отношению к древнему периоду остались лишь одни намеки у народов с развитым правосознанием (римляне, галлы). "Они содержат в себе гораздо более ритуала, нежели положительного права, говорят гораздо более об осквернении, причиняемом прикосновением к нечистым вещам, нежели о преступлении и гораздо более о правилах покаяния, нежели о наказаниях" (Мэн); но эта связь с религией, философией и всей вообще литературой, выражающаяся и во внешней форме (целые отделы написаны стихами или рифмованной прозой) не ослабляет в древних юридических трактатах юридического элемента и часто служит лишь к укреплению его авторитета, придавая трактатам значение священных книг. По своему происхождению они являются столько же изложением существующих обычаев народа, для которого писались, сколько и продуктом творчества их составителей. Наличность юридических трактатов в древности свидетельствует обыкновенно о развитой классовой или кастовой системе общественного строя; так, например, "жреческие олигархии Азии, пользуясь безграничной монополией в деле законоведения, выпустили в свет кодексы, составленные не столько из таких правил, которые в действительности считались обязательными, сколько из таких, которые, по их мнению, должны считаться обязательными" (Мэн). Кодексы вызывают последующие переработки, как результат толкований, делаемых привилегированными законоведами, отчасти с целью приспособления к жизни, отчасти ради умственных упражнений чисто схоластического характера, и в конце концов совершенно упраздняющих практическое значение кодексов. Судьба такой Ю. — постепенное вымирание или, в лучшем случае, обращение в чисто школьную мудрость, служащую для обучения подрастающих поколений в духе старого национализма и уважения к древности. К числу памятников такой Ю. должен быть причислен еврейский Талмуд. Из других восточных народов развитым правом и, вероятно, Ю. обладали ассиро-вавилоняне, египтяне и финикияне. Их правовые воззрения оказали большое влияние на развитие классического римского права, но о характере их Ю. мы не имеем достаточно сведений. В древней Греции теоретическая разработка права специалистами не играла, по-видимому, никакой роли (см. Древнегреческое право). В противоположность Греции, Рим сделался страной классической Ю., получившей всемирное значение (см. Римская Ю. и Современное римское право). У новых народов Западной Европы Ю. становится неизменным спутником культурного развития. С ранних времен до настоящего времени жизнь этих народов, даже в самые мрачные эпохи абсолютизма, стремится отлиться в правовые формы, дающие оправдание существующего порядка и охраняющие права отдельных граждан. Постепенно развивающееся сословие юристов в Италии, Англии, Франции и Германии занято на протяжении веков теоретической и практической разработкой как римского, так и отечественного права, а также философской разработкой доктрин так называемого естественного права. Трактаты юристов ложатся здесь в основание законодательной и судебной деятельности; многие из них приобретают авторитет, равный законодательному. В отличие от восточной и кельтской Ю., западноевропейские законоведы с первых же шагов своей деятельности ставят себе чисто практические задачи, чуждые интересов религии и политики. Первоначальные трактаты этих юристов, подобно трудам римлян, являются практическими сборниками формуляров для заключения юридических сделок и судебного процесса. Они появляются в особенности там, где начала формализма были особенно живы и где судебные иски могли быть вчиняемы только с разрешения короля или его довренных слуг, на почве строгой интерпретации действующего закона. Это начало проводилось особенно строго в Англии; здесь появляются многочисленные brevia (writs), содержащие индивидуализированные, подобно римским, иски на каждый случай нарушения прав, охраняемых законами. Постепенно такие brevia подвергаются юридической разработке со стороны законоведов. Рядом с сборниками brevia появляются сборники судебных решений (records), комментарии к ним, судебные руководства (reports), с изложением наиболее важных судебных случаев и аргументации, на которой стороны основывали свои притязания. Наконец, появляются целые обзоры действующего права, имевшие огромное воспитательное и практическое юридическое значение. В XII и XIII столетиях среди таких сборников выдаются в особенности "Tractatus de legibus et consuetudinibus regni Angliae", Глэнвиля, и "De legibus et consuetudinibus regni Angliae libri quinque" Генриха Брактона (Bracton) — наиболее замечательное из средневековых юридических сочинений Англии, представляющее собой обработку многочисленных судебных казусов и решений, проникнутую сильной и характерной для английской Ю. логикой: научные построения соединяются с необыкновенно ясным здравым практическим смыслом. Трактат Брактона отличается также основательным знакомством с римским правом. За этими трудами следуют сочинения Торнтона, Бриттона и др. Английская Ю. питается ими все XIV и первую половину XV стол., пока не появляются новые трактаты, затмевающие значение предшествующих. Новый толчок к развитию английской Ю. во второй половине XV столетия дают сочинения Фортескью: "De laudibus legum Angliae" и Литльтона: "Tenures". Первое имеет преимущественное значение в области публичного, второе — в области частного права. В судах авторитет Литльтона был настолько велик, что, по словам Кока, ему неизвестен ни один приговор, которые был бы поставлен в противоречие с мнениями Литльтона. За Литльтоном следуют С. Жермэн, с его "Dialogus de fundamentis legum Angliae et de conscientia" (1523), Фитцгерберт, написавший "New Natura Brevium" (1538), Стаунфорд, старейший английский криминалист, автор замечательного сочинения "The Pleas of the Crown" (ум. 1558), Смит, сочинение которого: "De republica Anglorum" представляет собой сжатый компендиум государственного, уголовного и гражданского права Англии его времени (1565). Всех этих юристов превосходит влиянием знаменитый Кок, с его "Institutes of the laws of England". За ним следует целый ряд второстепенных юристов, последовательно разрабатывающих отдельные части и всю систему английского права (из них выдаются Hall, Hawkins, Comyns — юристы XVII века). Новейший период в развитии английской Ю. начинается сочинением Блэкстона: "Commentaries on the laws of England". Английская Ю. нового времени представлена многочисленными юристами, разрабатывающими различные отрасли права, с оригинальной концепцией философских представлений о праве, особыми методами исследования права в интересах его практического приложения и с точки зрения исторического развития. В философском отношении следует отметить в особенности Бентама, Остина, Мэркба, Голланда, из историков — Мэна, Стеббса, Майтланда и Поллока, из догматиков — Стифена, из государствоведов — Дайси. Французская Ю. до XV века направляет свое внимание по преимуществу на изучение римского права (см. Современное римское право) и на собирание и обработку обычного права (см. Право обычное Франции). С XV века начинается серьезная обработка судебных решений в интересах практического применения права, так наз. Jurisprudence des Arr?ts, среди деятелей которой особенно выдаются Луэ (Louet), составивший сборник решений (около 1602 г.), и Денизар (Denisart). Затем следует ряд юристов, направивших свое внимание, кроме изучения римского права, на обработку редижированного уже обычного права и многочисленных ордонансов (см.), с целью объединения всех видов источников права. Среди них выделяются Дю-Мулэн, Кокиль, Луазель, Лорьер, Савари (в области торгового права), Потье, Д'Агессо, Домат (см.). Издание новых кодексов после революции создает многочисленную группу их комментаторов и вызывает научную деятельность, направленную на догматизацию положений и историческое изучение развития права Франции. Новое правоведение Франции разветвляется на целый ряд отраслей, соответственно тем направлениям, которые развились в изучении современного права. Германская Ю. в ранний период своего развития отстает от английской и французской. Изучение римского права начинается сравнительно поздно. По мере рецепции римского права внимание ученых сосредоточивается все более и более на этом праве; самостоятельная мысль проявляется лишь в виде редких исключений, образцом которых является Ульрих Цазий. Практическое изучение права сосредоточивается в школе юристов, действовавших в области подсудности рейхскаммергерихта и его деятельности. Среди них выдаются во 2-й половине XVI века Иоахим Минзингер ф. Фрундек (протестант) и его противник Андрей Гайль (католик). Германское право изучается в смысле противоположения его римскому (литература так наз. differentiae). Здесь обращают на себя внимание "Differentiae juris civilis et sassonici" Бенедикта Рейнгарда (1549) и Людвига Факса (1567). С XVII века германская Ю. пытается вступить в оппозицию против господства римского права. В этом направлении проявляют свою деятельность школа естественного права и германисты. В 1643 г. появляется сочинение Генриха Конринга: "De origine juris germanici", осветившее процесс развития национального германского права и его истинное отношение к римскому. За ним следуют работы Иоганна Шильтера — "Praxis juris romani in foro germanico" (1698) и Самуила Штрика — "Usus modernus pandectorum" (1690—1712). В XVIII веке работы юристов сосредоточиваются на вопросе о кодификации общего германского и местных прав прусского, баварского и австрийского: здесь выделяются имена Самуила Кокцеи и Готтлиба Суареца. С конца XVIII столетия борьба между националистами и романистами, с одной стороны, и представителями философского и исторического направления с другой разгорается все более и более, достигая кульминационного пункта с появлением исторической школы (см.). В отличие от Запада Европы Россия совсем не знает Ю. почти до второй половины XVIII столетия. Лишь в XIX в. русская Ю. получает твердые устои (см.), отражая на себе течения западной мысли и часто выступая на путь самостоятельного творчества. В историческом своем развитии Ю. переживает различные течения, связанные с положением права в данный момент развития, с политической и социальной борьбой за новые идеалы и с общим научно-философским развитием времени. Основными направлениями являются естественно-правовое и положительное, постоянно борющиеся между собой, постоянно возрождающиеся после победы одного над другим. Когда старое право перестает соответствовать потребностям жизни, изучение существующих законов слабеет, вера в их справедливость исчезает; начинаются опыты построения новых систем с точки зрения новых понятий о справедливости, обоснованных рационалистически, в противоположность историческому, относительному обоснованию действующего порядка. Борьба направлений становится тем острее, чем дальше существующий строй от новых потребностей. Расцвет идей естественного права в Англии и Франции совпадает поэтому с революционными эпохами XVII и XVIII столетий. В Германии естественное право питается наносными влияниями и часто падает под ударами реакции, но и здесь оно выступает в эпохи подъема политической мысли (конец XVIII и начало XIX столетия, 1848-й г.). После переворота, завершающегося обыкновенно созданием новых кодексов или реформой отдельных областей права, начинается изучение нового положительного права с точки зрения практического его осуществления. XIX-й век характеризуется не только борьбой этих двух течений (см. Философская школа права, Естественное право, Историческая школа), но и стремлением поставить изучение правовых явлений на строго научную почву. Точнее определяются различные приемы изучения права, применительно к различным задачам Ю.; последняя разветвляется не только по специальностям, но и по различным методам, прилагаемым раздельно или совместно при исследовании юридических вопросов. Старое деление на публичное и частное право становится недостаточным. Публичное право отливается в целую систему государственных наук: общее учение о государстве и государственном праве, учение об управлении административном и финансовом (административное или полицейское и финансовое право), учение о преступлении и наказании (уголовное право с процессом), учение о публичных и частных международных юридических отношениях (международное право), учение об отношении государства, частных лиц и церковных союзов (церковное право), — систему, сближающуюся с наукам и экономическими и общеисторическими. Частное право распадается на отдельные научные отрасли римского права, гражданского, торгового или торгово-промышленного права с процессами. С точки зрения методов различают философское, историческое, догматическое и политическое направления Ю. Философское или общетеоретическое изучение права имеет своей задачей выяснить самое понятие права, как самостоятельного элемента общественной организации и сознания каждой отдельной личности (правовое чувство). В школе старого естественного права это понятие рассматривалось как самостоятельная сущность, свойственная душе человека и лишь проявляющаяся в разных формах. Право тесно связано с законами природы вообще (древняя философия) или природой человеческой личности. Отсюда схема правовых представлений, выводимая логически и диалектически из понятия человеческой личности, ее отношений к внешнему миру и себе подобным. В исторической школе понятие права было связано с понятием народного духа, раскрывающегося в истории и потому постигаемого историческим изучением в отдельных фактах. Историко-философское изучение позитивного или реалистического направления стремится дать анализ понятия права в связи с другими сторонами жизни и определить, на основании научного исследования реальных явлений, законы правового развития и роль права, как самостоятельного фактора общественной жизни (см. Философская школа права). Новое направление философского изучения права (см. Штаммлер) стремится дать, рядом с историко-философским исследованием, логический анализ понятия права, установить логическое содержание этого понятия в противоположность другим логическим понятиям явлений общественной жизни ("хозяйству") и таким образом определенно очертить объект изучения Ю. В этой форме новая теория сближается с теорией познания в применении ее к обществоведению. Другое направление "возрожденного" естественного права переносит анализ правовых явлений в психологическую сферу, где они находят свой первоначальный источник. Первые опыты в этом направлении сделаны в эмоциональной теория Петражицкого ("Введение в изучение права и нравственности "). Историческое изучение права является или самостоятельной отраслью исследования, имеющей целью вскрыть в процессе исторического развития определенные факты и установить последовательность смены тех или других явлений ввиду определенной практической цели. Как отрасль "историко-философского" исследования, историческое направление в Ю. знаменует собой особый метод изучения права, при посредстве которого вскрываются законы правовых явлений. Оно не ограничивается простым наблюдением исторических явлений в области права отдельного народа, а стремится понять смысл явлений ("дух права"), их взаимную зависимость, и обнимает процесс правового развития в истории всех народов. Историческое изучение превращается, таким образом, в сравнительное или историко-сравнительное изучение (см.). Основателями нового исторического исследования являются Савиньи и Эйхгорн, историко-философского — Монтескье, Тибо и Йеринг, в России — Муромцев, сравнительного — Мэн и англо-французская школа социологов (см. Социология). Видными ее последователями являются во Франции Эсмен и Виоле, в Германии особ. Пост и Колер, в России — М. Ковалевский. Догматическое или практическое направление Ю. имеет своей задачей изучение правовых норм в интересах их практического применения к жизни. Оно анализирует действующее право с точки зрения его последствий для каждого его субъекта (система субъективных прав) и стремится изобразить право как логическую систему понятий, из которых путем анализа возможно вывести эти последствия или "субъективные права". Методом этого изучения является так назыв. юридическая конструкция (см.). В XIX веке догматическое изучение права в Германии поглощало внимание огромного большинства ученых; на почве приложения отжившего римского права создались особые задачи его приложения (см. Пандекты). Во Франции оно вылилось в систему интерпретации французского гражданского кодекса. В Англии практическое изучение права создало своеобразную систему приемов, где логика правовых идей соединяется с тонкой оценкой жизненных явлений и внимательной индивидуализацией юридических отношений. В области публичного права догматическое изучение — дело второй половины XIX столетия. Его выдвинули представители юридического метода в государствоведении (Гербер, Лабанд, Иеллинек). Политическое направление ("политика права") стремится создавать нормы для руководства новым порядком жизни, призванным заменить существующий в данное время. Поскольку верили в возможность найти вечное и постоянное право, политическое изучение совпадало с философским в смысле старого естественного права. Падение веры в это право и выяснение сложности процесса правообразования и связи его с другими факторами жизни установило соотношение политического изучения с историко-философским ("Цель в праве" Иеринга), представители которого стремятся создавать новое право, опираясь на объективно-научные данные. Но так как научное понимание явлений отстает от развития жизни, не успевает охватывать всех ее сторон и различается по школам и отдельным представлениям ученых, — постройка реформ на объективно-научных данных до сих пор не дает результата. Отсюда провозглашение права компромиссом борющихся сил (Меркель) и научно-позитивный оппортунизм (Иеринг), как единственная основа политики права. Но и при таком понимании политики субъективизм мнений и принадлежность ученых к определенным политическим партиям постоянно отражаются на проектах улучшения права, предлагаемых "наукой", — и в этом смысле ее предложения не лучше предложений практических политиков. Между прочим, это ясно определилось при выработке общегерманского уложения. Политика права, поэтому, до сих пор менее научная дисциплина, чем какая-либо иная отрасль Ю. В последнее время вновь сделана была попытка придать политике права самостоятельное и первенствующее значение вместо философии права (Петражицкий), но представителю этой мысли пришлось несколько раз переменить базис своих политических построений и в конце концов обратиться к философскому обоснованию права на психологической почве, до сих пор не давшему опоры для политико-правовых построений научного характера. Если современный ученый юрист и может многое научно знать и понимать, то предсказывать, как и всякий социолог, он может очень мало. Этим объясняется то, что современная Ю. гораздо меньше занимается политикой права, чем изучением права с целями чисто научными и практическими. Иное дело — понимание действующего права в связи с лежащими в его основании целями и процессом борьбы за право; но оно совпадает с историко-философским изучением права.В. Н.
Значение слова ЮРИСПРУДЕНЦИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012