Значение слова ЮВЕНК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ЮВЕНК

(Гай Веттий Аквилин Juvencus) — древнехристианский писатель. Происходил из знатного рода и был священником в Испании. С его именем сохранилось написанное при Константине Великом (около 330 г.) стихотворное переложение евангелия ("Historia evangelica" или "Evangeliorum libri IV"). Соображения, которыми Ю. руководился при составлении своего труда, он разъясняет в прологе, где говорит, что если в мире нет ничего вечного, то наиболее долго сохраняется в нем воспоминание о выдающихся поступках людей и об их добродетелях. Глашатаями их славы являются поэты, как, например, Гомер и Вергилий, которые и сами таким образом приобретают себе продолжительную и громкую известность. А если достигли славы языческие поэты, допускавшие в своих произведениях разного рода ложь, то вечная хвала должна достаться в удел такому произведению, содержанием которого служат истинные и достоверные факты из земной жизни Спасителя. В выборе материала Ю. примыкает ближе всего к первому евангелию, заимствуя некоторые данные из третьего и четвертого. В изложении Ю. подражает преимущественно Вергилию, затем Лукрецию и Стацию; ему известны также Овидий, Лукан и Гораций. Некоторые места и выражения евангелия, кажущиеся Ю. слишком резкими, он старается смягчить и сгладить. Таковы те эпизоды, где Спаситель гневается; слова Марфы об ее умершем брате Лазаре: "уже смердит" у Ю. передаются так: "Мне кажется, что его тело, лишенное движения, начинает сообщать разлагающимся членам неприятный запах". Слог Ю. отличается поразительной простотой и ясностью и этим выгодно отличается от позднейшей напыщенности и искусственности христианской поэзии и прозы. В технике стиха Ю. не удалось избежать значительных просодических ошибок. В общем поэма Ю., не блещущая особыми художественными достоинствами, занимает одно из видных мест в древнехристианской литературе. Деление поэмы на 4 почти равные книги — чисто внешнее и сделано, вероятно, после написания всего произведения, в подражание делению евангелия. По свидетельству блаженного Иеронима, Ю. написал еще несколько произведений, относящихся к чину таинств, но они не дошли до нас и, вероятно, погибли весьма рано. Лучшая рукопись Ю. находится в Кембридже и относится к VII в. Издания: F. Arevalus (Рим, 1792); С. Marold (Лейпциг, 1886); J. Huemer (в "Corp. script. eccles. latin.", т. XXIV, Вена, 1891).См. А. R. Gebser, "De J. vita et scriptis" (Йена, 1827); J. T. Hatfield, "Study of J." (Бонн, 1890); Boissier, "La fin du paganisme" (русский перевод, М., 1892, стр. 261).А. М—н.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.