(арабск. — "вождь") — так первоначально у арабов назывались полководцы. После Магомета так стали называться мусульманские правители, претендовавшие одновременно на власть духовную и светскую. Халиф Омар первый принял титул Э.-аль-муменин (или мумимин), т. е. "вождь верующих". Позже первый министр халифата принял титул "вождя вождей", Э.-аль-омра (или аль-омара); последний получил значение полновластного повелителя. Помимо Омаядов и Аббассидов титул Э.-аль-муменин носился еще Фатимидами, Омаядами Испании и Альмогадами. Альморавиды и Мериниды приняли другой титул — Э.-аль-муслемин (или аль-мослимин). В настоящее время вождь большого каравана паломников, ежегодно отправляющегося в Мекку, называется Э.-аль-хаджи, т. е. предводитель паломников. С падением арабских халифатов титул Э. уступил место другим титулам (напр. султан, хан), но и теперь эмирами величают себя бухарский и афганский государи; в обоих этих случаях титул этот приравнивается титулу "князь" или "светлейший князь". Персы сократили "Э." в "мир" и образовали слово "мирза" — сын князя или принц. Ср. Мурза (см.).
Значение слова ЭМИР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ЭМИР
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012