известная по борьбе с крестоносцами удельная месопотамско-сирийско-египетская династия XII—XIII вв. (1169—1262), отчасти и XIV в. (до 1341 г.), которую основал курд Саладин ибн-Эйюб (см.). Главной ее ветвью оказалось потомство его брата Мелик-Адиля; другие ветви — потомки прочих братьев Саладина и его дяди Ширкуха. Держать себя независимо по отношению к своему государю, месопотамско-сирийскому атабеку Нуреддину Зенгиду (см.), пославшему Саладина с войском для завоевания Египта, Саладин начал еще в 1169 г. После смерти Нуреддина (1174) он двинулся из Египта в Сирию и постепенно успел занять владения наследников Нуреддина; кроме того, им было отвоевано большинство крепостей крестоносцев и еще раньше — Триполи, от норманнов (1172); был занят также Йемен (1173). Среди удельных междоусобиц, которые возникли после смерти Саладина (1193), верховным главой созданной им обширной империи, простиравшейся от Евфрата за пределы Нила, сделался его брат Мелик-Адиль (см.), при котором, однако, были сохранены некоторые уделы его родственников в Сирии и который свои владения сам разбил на уделы между своими сыновьями; в руках прямых потомков Саладина остался только Алеппо. Одному из сыновей Мелик-Адиля (ум. в 1218 г.), Мелик-Камилю (см.), удалось еще раз сосредоточить в своих руках значительную часть наследства Саладина и Мелик-Адиля. После его смерти (1238 г.) начались беспрерывные усобицы мелких Э. В Египте, Дамаске и Месопотамии держались различные ветви потомков Адиля, в Алеппо — потомки Саладина, в Хаме, Хымсе (Эмессе) и Йемене — потомки других представителей рода Э. (двух братьев и дяди Саладина). Велись усобицы целую четверть века; египетские Э. боролись с дамасскими за южную Сирию, дамасские хотели отнять у алеппских северную Сирию; тем временем, крестоносцы с 1239 г. вели с перерывами последний, шестой крестовый поход (1239—70). Кончилось тем, что в Египте водворилось (1250) господство мамелюков (см.), а Сирию (1260) завоевали монголы, которые еще за пятнадцать лет перед тем овладели уделами Э. месопотамских (1245); позже от изгнанных крестоносцев (окончат. 1291) и монголов досталась мамелюкам и Сирия. Только в Хаме (город в сев. Сирии) удержалась и при монголах, и при мамелюках удельная ветвь потомков брата Саладина, Нуреддина-Шахан-шаха ибн-Эйюба, и правила там до 1341 г. Предпоследний из хаматских князей Э. этой ветви, являвшийся уже наместником мамелюков, Абульфыд? (ум. в 1331 г.), был знаменитым арабским историком и географом (см.). См. А. Мюллер, "История ислама" (т. III, гл. 4, СПб., 1896); А. Крымский, "История арабов" (стр. 227—238, М., 1903); Стэнли Лэн-Пуль, "Мус. династии. Хронологические и генеалогические таблицы" (стр. 58—61, 78, СПб., 1899).А. Крымский.
Значение слова ЭЙЮБИДЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ЭЙЮБИДЫ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012