Значение слова ЧЬЕЛО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ЧЬЕЛО

или Чьулло даль Камо или д'Алькамо (Cielo, Ciullo \[уменьшительное от Vincenzo\] dal Camo или d'Alcamo) - итальянский поэт, которому приписывается один из важнейших памятников итальянской средневековой поэзии: стихотворение, относящееся к разряду так называемых contrati, - "Rosa fresca aulentissima". Содержание его составляет беседа между юношей и девушкой (оба из низшего сословия). Он упрашивает ее снизойти к его желаниям и отдаться ему, она противится, каждый приводит свои доводы, наконец девушка сдается. Диалог написан необыкновенно живо и драматично, от него веет грубоватостью и непосредственностью, приближающей его к народному творчеству. Построение строф то же, что и в позднейших памятниках народного итальянского творчества: пять стихов, из которых первые три имеют одну рифму, а последние два - другую. Язык в значительной степени проникнут диалектическими особенностями; Данте приводит одну строчку стихотворения как образчик сицилийской народной речи. Содержание и форма стихотворения заставляют предполагать, что автором его был человек, вышедший из народа, не чуждый, однако, знакомства с придворной любовной лирикой. Наполеон Кэ (Caix) усматривал в этом стихотворении подражание французским пасторалям, но доводы его в пользу этого предположения представляются малоубедительными. Сицилийские ученые относили диалог к очень ранней эпохе - к концу XII в., но А. д'Анкона доказал, что "Rosa fresca" написана не ранее 1231 г., так как в ней упоминаются установления defensa и agostari, которые относятся к этому году. О жизни Ч. ничего не известно и само существование его подвергается сомнению, так как имя его впервые упоминается лишь ученым XVI в. Анджело Колоччи. В новейшее время по поводу Ч. и приписывавшегося ему стихотворения возникла огромная литература полемического характера, причем многие исследователи отстаивали существование Ч. Стихотворение целиком напечатано у d'Ancona в "Antiche rime volgari" (I, стр. 165-177) и перепечатано в его же книге "Studi sulla letteratura italiana de'primi secoli" (Анкона, 1884), где в приложении изложена полемика по вопросу о происхождении стихотворения. Monaci воспроизвел диалог с рукописи гелиотипическим способом в "Archivio paleografico italiano" (fasc. I, Рим, 1882).См. также Monaci в "Rivista di fil. rom." (II, 113 и сл.); Mussafia, "Ein altneapolitanisches Regimen sanitatis" (Вена, 1884); Pircopo, "IV poemetti sacri dei sec. XIV e XV" (Болонья, 1885); Di Giovanni Ciullo d'Alcamo, "La defensa ecc. antenore alle costituzioni del regno d'el 1231" (Болонья, 1884, "Propugnatore", т. XVII); Casini в "Riv. critica" (I, 5, стр. 144); Di Giovanni, "La defensa e il diritto nuovo nelle costituzioni del regno del 1231" (Болонья, 1885, "Propugnatore", т. XVIII); С. Cipolla, "Una quistione paleografica" в "Giorn. stor. lett. ital." (IV, 389) и многое др.Н. Г-е.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.