или Богдо-гэгэн — высшее духовное лицо во всей Монголии, почитаемое также всеми вообще ламаистами и проживающее в Урге. Ч. считается хубилганом (см.), начало перерождений которого монголы относят к временам самого Будды Сакьямуни. Первые 15 хубилганов, по их словам, появлялись вне Монголии — в Индии и в Тибете; 15-м был знаменитый историк буддизма в Индии Дараната (род. в 1573 г.). Следующий хубилган родился в 1635 г. в Монголии, в семье Тушетухана, и с этих пор Ч. уже постоянно проживает в этой стране. Первый монгольский хубилган (1635-1723), известный под именем Ундур-гэгэна, играл выдающуюся роль в судьбах своей родины. По его совету, северные монголы окончательно приняли подданство маньчжурской династии во время вторжения в Халху Галдан-бошокту. Ундур-гэгэн был ближайшим сотрудником императора Кан-си в деле водворения порядка в Монголии. Второй хубилган родился также в Монголии. Маньчжуры убедились, что для них нежелательно сохранение этого порядка на будущее время,ввиду того громадного влияния, которое мог приобрести на своих соотечественников хутухта-монгол. Богдоханы решили по возможности сделать хутухту чуждым народу и отстранить его от участия в светских делах. Начиная с третьего, все хубилганы возрождались в Тибете по указаниям тибетских святителей (далай-ламы и баньчэнь-ринбече), согласно данным на этот предмет инструкциям из Пекина; затем, под предлогом, что Ч., как главе ламаизма в Монголии, не подобает заниматься светскими делами, был издан в 1754 г. указ отом, чтобы всеми подобными делами, в особенности по управлению крепостными людьми хутухты, заведовало особое лицо, со званием шанцзотбы (см.). Вместе с тем над деятельностью Ч. был установлен надзор. С этих пор влияние Ч. значительно ослабело, хотя он и продолжает пользоваться тем же почетом. Среди последующих хубилганов уже не было выдающихся лиц, которые бы могли воскресить времена Ундур-гэгэна. Восьмой хубилган, родившийся в 1870 г., здравствует доныне. По отзывам путешественников, он отличается большойлюбознательностью. Чжэбцзун-дамба-хутухте подчинено несколько монастырей, не считая Урги; кроме того, у него имеется до 80000 крепостных (шабинар), подаренных ему в разное время монгольскими князьями. Знаком власти Ч. является золотая печать и жалуемая каждому хутухте отдельно богдоханом грамота на золотом листе. См. Позднеев, "Монголия и монголы".
Значение слова ЧЖЭБЦЗУН-ДАМБА-ХУТУХТА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ЧЖЭБЦЗУН-ДАМБА-ХУТУХТА
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012