укрепл. и сел. Дагестанской обл., при рч. Ток-иты, на Ю.З. от Темир-хан-Шуры; адм. центр Аварского окр. (см.). Некогда главный город Аварского ханства; много древностей; развалины дворца аварских ханов, цитадели, гробницы; особым почетом среди местных жителей пользуется гробница шейха Абу-Муселима, обратившего аварцев в ислам. Укрепление сооружено в 1864—69 гг. Православная црк., воен. лазарет, сел. училище. Базары. Пчт. и тлгф. Жит. 1768, большей частью аварцы. Развито огородничество.По преданию, X. находился на горе Чина, где доселе сохранились развалины, и до арабов был единственным и огромным селением во всем Хунзе, главнейшем из всех аварских обществ. Значение этого общества было до того велико, что все племя, называющее себя маарулал и багуалал и известное у кумыков, а затем и у нас под именем аварцев, в дагестанских и арабских летописях именуется хунзами, хунзаками. История аварцев тесно связана с обществом Хунз и его селением. Некоторые слова и выражения аварского языка в связи с отрывочными преданиями дали барону Услару основание думать, что некогда аварцы вели кочевой образ жизни на прикавказских равнинах. Какие-то события (вероятно, нашествие более сильных племен) заставили их податься к югу, в тесные ущелья Нагорного Дагестана. Здесь приобрели они первенствующее положение и расселились широкой полосою от Чир-Юрта до Закатал. Во главе всех обществ, на которые делились аварцы, всегда стояло общество Хунз, или Хундериль-бо (т. е. аварское войско), занимавшее в самом центре Дагестана плоскую возвышенность вокруг X., между Андийским и Аварским Койсу. Значение это обусловливалось как храбростью хунзахцев, так и географическим положением их страны: удобные доступы открываются с аварской плоской возвышенности во все главные дагестанские ущелья. Хунзахцы состояли издревле под властью начальников, носивших титул нуцалов, которым многие окрестные общества платили подать и давали вооруженную помощь. Арабы, завоевав в VIII в. Дагестан, подчинили себе после упорной борьбы также и общество Хунз, над которым, по словам летописи, поставили "самого совершенного из их ученых мужей", Шейха Абу-Муселима. С ослаблением могущества шамхалов в XIV—XV в. хунзахцы объявили себя самостоятельными и избрали себе правителя из древней фамилии аварских нуцалов. Последние правили Аварией до XVIII в. В это время аварские правители, принявшие титул аварских ханов, играли первенствующую роль в Нагорном Дагестане и своими набегами наводили страх на все Закавказье. В половине XVIII в. ханы ширванский, шекинский, бакинский и дербентский, паша ахалцихский и грузинский царь Ираклий II должны были покупать спокойствие своих владений ценой значительной дани, наложенной на них Омар-ханом Аварским. Появление русских войск на Кавказе и в Дагестане положило предел разбойническим подвигам властителя X.: 7 ноября 1800 г. Омар-хан, вторгшийся в Кахетию, был разбит наголову ген.-майором Лазаревым на берегу р. Иоры. После смерти Омара, в 1801 г., преемник его Султан-Ахмет-хан принял присягу на подданство России. Это, однако, не мешало ему волновать против нас Дагестан, ввиду чего после его смерти было решено не допускать избрания ханов, неблагоприятствующих нашим интересам. В таком положении ханство оставалось до 1834 г., когда весь ханский дом был истреблен имамом Гамзат-беком, занявшим X. Последовавшая смерть Гамзата от руки Омара и брата его Хаджи-Мурата и начавшиеся в Аварии волнения заставили в 1837 г. занять X. русскими войсками, которые оставались здесь до 1843 г., когда вся Авария и сел. X. перешли во власть Шамиля, приказавшего разорить X. и переселить жителей его в другие селения. В 1859 г. X. был занят русским войском и в том же году Аварское ханство было восстановлено, причем ханом, по желанию кн. Барятинского, был назначен родственник бывших аварских ханов Ибрагим-хан Мехтулинский, правивший ханством самовластно до 1863 г., когда он был отрешен от управления вследствие умственного расстройства. После этого Аварское ханство с присоединением к нему в 1865 г. части аварского общества Хиндалал было преобразовано в Аварский округ. См. Гидулянов, "Сословно-поземельный вопрос в Дагестане"; Вейденбаум, "Путеводитель по Кавказу"; Козубский, "Памятная книжка Дагестанской обл.", где подробная библиография предмета.П. Гидулянов.
Значение слова ХУНЗАХ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ХУНЗАХ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012