(Fr?re) — три французских живописца.1) Шарль-Теодор Ф. (1815—1888), ученик Ж. Конье и Рокплана. Недовольный своими наставниками, он скоро бросил их и обратился к непосредственному изучению природы с таким успехом, что уже с 1834 г. стал выставлять свои произведения в парижских салонах. В 1836 г. отправился в Алжир, присутствовал при взятии французскими войсками Константины, а затем посетил внутренние местности Оранской провинции, Грецию, Константинополь, Малую Азию, Сирию и Египет. По возвращении своем во Францию занимался преимущественно литографией, офортами и рисунками для политипажей. В 1869 г. сопровождал императрицу Евгению в ее поездке по Нилу и написал по ее заказу альбом акварельных видов и жанровых сцен, относящихся к этому путешествию. С того времени жил и трудился почти постоянно в Каире. В первую пору своей деятельности воспроизводил масляными красками и акварелью природу и быт Франции, но, после своего первого путешествия на Восток, с большим успехом посвятил свою кисть передаче его жгучего солнца и оригинальной народной жизни, изображениям пустыни с кочующими по ней караванами, восточных жилищ с фигурами в ярких костюмах, мечетей, базаров, улиц, кишащих пестрой толпою, и т. п. Главные его картины в этом роде — "Еврейская улица в Константине", "Предместье Баб в Цоуме", "Янинский базар", "Рынок в Константине" (все четыре написаны в 1840—1848 гг.), "Отдыхающие арабы" (1850), "Мечеть в Бейруте", "Константинопольская улица", "Базар в Дамаске", "Каирский гарем", "Кафе-Могамед в Каире" (1859), "Внутренность двора в Танахе, в Египте", "Праздник у улема, в Константинополе" (1861), "Карнакские развалины" (1862), "Галатское кафе" (1867), "Самум", "Караван на пути в Мекку", "Вечер в верхнем Египте", "Остров Филе, в Нубии", "Могилы халифов, близ Каира" (1876), "Нил вечером", "Пустыня" и "Полдень" (1878). В СПб., в музее Императорской академии художеств (в Кушелевской галерее), есть два образца работ Ф. — картины "Вид Константины" и "Похороны в окрестностях Константины" (обе 1841 г.).2) Пьер-Эдуард Ф. (1819—1886), брат предыдущего, 17-ти лет от роду поступил в парижское училище изящных искусств, а затем учился у П. Делароша. Женившись очень рано, был принужден, для добывания средств к существованию, заниматься рисованием на дереве иллюстраций для разных изданий, и только с 1843 г., в котором впервые были выставлены в парижском салоне его жанровые картинки, получил известность, как даровитый живописец быта низшего класса французского общества. В особенности любил он изображать детей во время их игр и шалостей, или же за ученьем и работой. Тонкая наблюдательность и сердечное отношение к маленьким действующим лицам представленных сцен, выказывающиеся в его произведениях, вместе с приятным колоритом и отлично разыгранной светотенью, делают эти произведения чрезвычайно привлекательными и искупают их нередко небрежный рисунок и слишком беглое письмо. Из многочисленных картин Ф., большинство которых получило популярность благодаря изданным фотографическим снимкам с них, литографиям и гравюрам, наиболее удачными могут считаться: "Маленький обжора" и "Маленький любопытный" (1843), "Маленький мастер на все руки" (1844), "Курочка с золотыми яйцами" (1846), "Маленькая продавщица" (1855), "Отдых", "Выход из купальни", "Воскресный туалет" (1856), "Молитва", "Маленькая стряпуха" (1858), "Молитва перед обедом", "Первые шаги", "В библиотеке" (1867), "Каток", "Чтение", "Внутренность дома в Экуане", "Отправление в школу" и некоторые др. Две картинки этого художника: "Старая и юная швеи" и "Дети у камина" (1856) находятся в музее Императорской академии художеств (в ее Кушелевской галерее).3) Шарль Ф., сын предыдущего, ученик его и Кутюра, пишет жанровые сцены среди пейзажа, каковы, например, "Жатва гороха, утром", "Перед дождем", "Снег" и др.
Значение ФРЕР, ФРАНЦУЗСКИЕ ЖИВОПИСЦЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ФРЕР, ФРАНЦУЗСКИЕ ЖИВОПИСЦЫ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012