Значение слова ФОТОХРОМОСКОП в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ФОТОХРОМОСКОП

прибор, изобретенный Айвсом (Ives) в Америке для рассматривания одноцветных фотографических снимков и видения их в натуральных цветах тех предметов, с которых они сняты. Для этой цели с одного и того же предмета приготовляются три снимка, причем один из них снят через красное стекло, другой через сине-фиолетовое, третий через зеленое. Согласно теории Юнг-Гельмгольца, эти цвета соответствуют трем основным цветовым впечатлениям глаза, и из комбинации их могут быть составлены все цветовые оттенки, встречающиеся в природе. Три снимка через соответственно окрашенные цветные стекла разлагают, таким образом, цветное изображение на три основных составных части его. Если приготовить с означенных снимков диапозитивы и рассматривать их через соответственные им цветные стекла, то эти три окрашенных одноцветных снимка дадут впечатления трех основных (для глаза) цветных впечатлений, из сложения которых получается изображение в его естественных цветах; если сложить все эти впечатления в глазу, то глаз должен увидеть изображение в его естественных цветах. Для такого сложения впечатлений в глазу и построен Ф., состоящий из ящичка, снабженного тремя окнами, закрытыми красным (с), синим (b) и зеленым (а) стеклами. На эти окна кладутся соответственные диапозитивы. b71_444-2.jpg Зеленый диапозитив освещается светом, отраженным от зеркала S; лучи света проходят свободно сквозь две прозрачные стеклянные пластинки mm и попадают в глаз, глядящий на диапозитив через лупу О. Лучи К, прошедшие через красный диапозитив и красное стекло, отражаются от передней стеклянной пластинки в лупу, а лучи С, прошедшие через синий диапозитив, попадают в глаз, отразившись от задней стеклянной пластинки и пройдя сквозь переднюю. В глазу впечатления складываются и дают изображение в его естественных цветах. Ф. приготовляются для стереоскопических картинок и при надлежащей окраске стекол и при правильном расположении диапозитивов дают во многих случаях поразительное по красоте цветов и телесности изображение. Для более правильной передачи цветов Айвс дает соответственное легкое окрашивание и зеркалу S, и стеклянным пластинкам аа. Существуют Ф. и для проекции, в которых три окрашенных диапозитива проектируются тремя фонарями на экран так, что изображения налагаются друг на друга. О причинах, ограничивающих правильность передачи цветов приборами, основанными на принципе Ф., см. Цветная фотография.А. Г.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.