или гармонические звуки — своеобразного тембра звуки, получаемые на струнных инструментах вследствие особого способа игры. На пустой струне делается полуприжим пальцем, при чем по ней проводят краем смычка. Эти легкие прижимы производятся только на тех местах струны, где при полном прижиме и действии смычка струна издала бы звук, отстоящий на чистую квинту, или на чистую кварту, или на большую терцию, или на малую терцию от строя струны; напр. на скрипке от полунажима на пустой струне G того места, где получилась бы нота D в первой октаве (или, как говорится, от полуприжима чистой квинты), получается флажолетный звук, отстоящий от ноты полуприжима на октаву, т. е. флажолетный звук D во второй октаве. b71_097-1.jpg Письмо Ф. от пустых струн, или естественных Ф., состоит из двух нот: ноты полуприжима, обозначаемой ромбической нотой контуром, и Ф., обозначаемого маленькой нотой с нулем над ней. Более простой способ письма естественных, или натуральных, Ф. сводится к обозначению ноты Ф. с нулем, без ромбической ноты. Естественные Ф. добываются упомянутым способом на всех пустых струнах. Кроме естественных Ф., существуют искусственные, происходящие от того же приема, производимого на струне, сперва укороченной полным прижимом первого пальца. Для добывания таких Ф. нужно пользоваться двумя пальцами: первым — для укорачивания пустой струны, другим — для полуприжима на расстоянии чистой квинты или чистой кварты. Полуприжимами на расстоянии других интервалов в искусственных Ф. не пользуются. Письмо искусственных Ф. бывает такое же, как естественных, но лучше придерживаться письма всех трех нот, т. е. ноты полного прижима, ноты полуприжима и Ф. с нулем. Искусственные Ф. применяются на всех струнах и дают хроматическую гамму из ?. b71_097-2.jpg Если собрать все натуральные флажолетные ноты на одной из пустых струн скрипки и расположить их в порядке постепенности от самой нижней к самой верхней, то получится последование нот натуральной гаммы; вот почему Ф. и называются натуральными. На альте и виолончели применяется тот же способ исполнения Ф. На альте Ф. — те же скрипичные, только пониженные на квинту; из искусственных применяются Ф. от кварты. На виолончели Ф. те же, что на альте, только пониженные на октаву; из искусственных преимущественно применяются Ф. от кварты. На контрабасе применяются только естественные Ф. от кварты, квинты, большой и малой терций. Они звучат октавой ниже виолончельных Ф. Вследствие Ф. объем каждого инструмента значительно расширяется в верхнем регистре. Характер флажолетных звуков, особенно на скрипках, нежный, напоминающий звук флейты, отчего их и называют Flageolet или Flautino. Существуют Ф. и на струнных несмычковых инструментах, напр. на арфе. Способ игры, при котором получаются Ф. на арфе, следующий: на том месте струны, где она могла бы быть укорочена на октаву (т. е. разделена пополам), делают полуприжим мякотью ладони (под большим пальцем) и задевают этим же пальцем струну. Полуприжим делают также и наружной стороной среднего сустава согнутого среднего пальца, при чем струну задевают или большим, или указательным пальцем той же руки. Как низкие, так и самые высокие струны арфы неудобны для добывания Ф. Нота Ф. звучит октавой выше звука открытой или пустой струны, на которой делают полуприжим. Ф. звучит октавой выше написанной ноты, над которой поставлен нуль. Хроматический ряд Ф. на арфе возможен на струнах от G в большой октаве до Н в первой октаве. Характер флажолетных звуков нежный, мягкий, немного тусклый, напоминающий звуки среднего регистра пианино.В. Соловьев.
Значение слова ФЛАЖОЛЕТЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ФЛАЖОЛЕТЫ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012