Значение ФАРНЕЗСКИЙ ДВОРЕЦ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ФАРНЕЗСКИЙ ДВОРЕЦ

один из самых лучших по грандиозному величию римских памятников гражданской архитектуры, оставшихся от времен Ренессанса, расположен на площади того же имени, вблизи Тибра. — Кардинал Алесс. Ф. (буд. Папа Павел III) поручил (1530) Антонио ди Сангалло младш. обратить его старое жилище в монументальное palazzo. Здание представляет громадный квадрат; трехэтажный фасад в стиле старых флорентийских дворцов импонирует не только колоссальностью размеров и массивною солидностью постройки; он поражает благородством общего впечатления, которое дается гармоничной целесообразностью, царящею над всем сооружением, мощно расчлененным в своих частях, смягченным в своей суровости чистотою и редким вкусом деталей. Некоторое однообразие довольно голой стены, прорезанной тремя рядами больших окон, с огромными глыбами дикого камня по углам и над главными воротами, сглаживается тремя ярусами колонн — внизу дорических, в среднем этаже ионических, в верхнем коринфских (это подражание Колизею, откуда заимствованы и самые колонны). А тяжеловесность дворца как бы исчезает под художественною красотою в одно и то же время строгого и богатого верхнего карниза, который торжественно коронует гиганта блистательною диадемою. Этот фриз — одно из превосходнейших пластических произведений Микеланджело, который (с 1546 г.) продолжал работу Сангалло. По его же плану выполнено центральное мраморное окно над парадными воротами и закончен великолепный внутренний двор (по типу древнего театра Марцелла). Задняя стена с обширною лоджиею, выходящею в сад и смотрящею в сторону Тибра, построена Джакомо делла Порта (или Виньолою) в 1580 г. Внутри во дворце громадная главная зала сделана также по плану Микеланджело. Потолок ее украшен в типе росписи Сикстинской капеллы фресками троих Карраччи и учеников их Доменикино, Гвидо Рени и Ланфранко. — У Микеланджело была смелая мысль протянуть через Тибр длинный крытый мост, чтобы соединить palazzo Farnese с villa Farnesina в один богатый и своеобразный комплекс зданий; но проект остался неосуществленным. Фарнезцы владели дворцом до конца существования их рода; потом он стал собственностью неаполитанского королевского дома; Франциск III Бурбон жил здесь после своего изгнания (в шестидесятых годах XIX в.). Теперь дворец куплен французскою республикою; в нем помещается посольство и нашла приют археологическая школа (?cole fran?aise de Rome). См. о palazzo F. — Barckhardt-Bode, "Der Cicerone" (8 изд.); Eug. Muntz, "Hist. de l'art pendant a renaiss." (III, 236 сл.; 336 сл.); Letarouilly, "Le palais Farn?se".Ив. Гр.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.