Значение ТРУДОВАЯ ПОМОЩЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ТРУДОВАЯ ПОМОЩЬ

термин, вошедший в употребление только в последнее время для обозначении некоторых видов помощи нуждающимся. Отдельные меры Т. помощи были известны в самой глубокой древности; в качестве системы мер или ее зародыша она получает применение лишь в средние века. Ближайших поводов к появлению Т. помощи было два: 1) экономический — необходимость предоставления заработка, особенно во время неурожаев и других бедствий, и 2) полицейский — чрезвычайное распространение нищенства (см.), поощряемого широким развитием неразборчивой милостыни. Первый повод встречался часто, но редко приводил к систематической организации предоставления работ; второй получил гораздо большее значение. Когда нищенство стало угрожать порядку и безопасности, значительно усилившееся к этому времени государство вынуждено было различать нищих "прямых", т. е. действительно нуждающихся и не могущих снискивать себе пропитание трудом, от "притворных" и "лукавых", обращающихся к нищенству с целью уклонения от труда. "Прямые нищие" в большинстве случаев пользовались правом нищенствовать, тогда как "притворных нищих" государственная власть принуждала работать. Труд для них являлся мерой наказании, а Т. помощь сводилась к репрессии или шла рядом с нею. На этом начале построена 80-я новелла кодекса Юстиниана, послужившая основанием позднейшего законодательства о нищих. На нем же была основана и практика средних веков. Первоначально, однако, она сводилась если не к игнорированию нищих, то к жестокому гонению их. Лишь изредка более просвещенные правители (напр. папы Сикст V, Иннокентий XII) вспоминали об экономических основаниях Т. помощи и устраивали общественные работы, исправительные и подобные им учреждения. С усилением государственной власти, репрессия против нищенства получает сильное развитие, причем ей почти всегда сопутствует принудительный труд. Впереди всех по этому пути шла Англии. По статуту 1562 г. всем английским подданным, не имевшим заработка и средств к жизни и находившимся в работоспособном возрасте, полагался принудительный труд. Однако, способов к осуществлению последнего было мало. Работные дома (см.) появились лишь с 1697 г. Развитие их шло настолько быстро, что в 1723 г. королевский эдикт мог уже лишить права призрения всякого, отказывающегося поступить в работный дом. В 1782 г. английские общины обязывались доставлять работы безработным и вне работного дома. Этим актом ослаблялось репрессивное значение труда в борьбе с нищетой, и Т. помощи придавался характер меры призрения. На последней точке зрения стоял и Локк, по мысли которого в Англии были устроены для бедных детей рабочие школы. Работный дом сделался в Англии центральным местом призрения всех нуждающихся и в значительной мере потерял характер учреждения для трудоспособных. Неудобства смешения в нем всех видов нуждающихся привели к необходимости расчленить работные дома. С 18-14 г. из них стали выделять детские учреждения-приюты и школы, с 60-х годов — больницы и богадельни. Процесс такого выделения весьма далек еще до окончания, и пока лишь в немногом изменил характер работных домов, переполненных алкоголиками, профессиональными нищими и другими лицами, утратившими способность к труду. Эти учреждения могут быть названы скорее домами для нищих, где труд находит очень мало применения. Неудача их заставила искать новые формы Т. призрения. Стали развиваться учреждения для указания работ, сначала для лиц, ведущих бродящую жизнь (при Casual wards, т. е. ночлежных домах), а затем и вообще для рабочих; стали основываться дома трудолюбия для добровольных тружеников и другие учреждения, пользующиеся трудом как воспитательным орудием. В этом смысле работает в значительной мере и Армия спасении. Дальнейшее развитие идеи приводит к Чемберлэновскому принципу: "3 акра земли и корова". Применению общественных работ способствует, между прочим, хозяйство общин, напр., городов, являющихся в роли предпринимателей; в связи с этим укрепляется идея обобществления труда. С другой стороны, в среде рабочих возникает стремление к самодеятельности в области улучшения своей Т. жизни, являются различные союзы их, кооперации и т. д. Мало-помалу Т. помощь начинает находить выражение в системе мер, направленных не только к предоставлению работы, но и к улучшению условий Т. жизни и к устранению препятствий, стоящих на ее пути. Те же фазы Т. помощь прошла и во Франции. Сначала она носила и здесь характер репрессивных мер, оправдывавшихся мотивами общественного порядка и лишь отчасти экономическими. В самом начале XVI стол. нищих употребляли на очистку нечистот и другие работы. При Марии Медичи, в начале следующего века, возникают renfermeries; затем были учреждены d?p?ts de mendicit?, a после 1662 г. — h?pital g?n?ral. В этих учреждениях труд находил весьма широкое приложение: в частности женщины занимались пряжей, мужчины мололи хлебные зерна на ручных мельницах. В начале XVIII в. получает развитие идея колоний для нищих и укрепляется мысль о Т. призрении. Для неимущих устраивались общественные работы и учреждения Т. помощи. Их деятельно пропагандировал ученик Локка — Тюрго. После великой революции идея Т. помощи получает дальнейшее развитие, с одной стороны, как средство призрении бедных, с другой — как система социально-экономических мероприятий. Возникает проект устройства сети фабрик для нуждающихся, ассигнуются 15 милл. франков на благотворительные мастерские, создаются travaux de secours для нуждающихся и т. п. учреждении. Однако, начинания эти скоро замерли. Французские d?p?ts de mendicit? и возникающие в дополнение и развитие их земледельческие колонии идут по тому же пути вырождения, как и английские работные дома. В современной Франции движение в пользу Т. призрения значительно усилилось; для проведения его в жизнь возникло несколько частных обществ. В Париже организуется центральный комитет Т. помощи, объединяющей эти общества и учреждения. Собственно Т. призрение начинает уже не удовлетворять требованиям жизни и постепенно расширяется в социально-экономическую помощь. На почве ее развиваются меры организации сбыта произведений тружеников, снабжения их землею и т. д. Новые попытки пока не выходят, однако, из рамок дилетантизма. В Германии, которая также прошла стадии Т. репрессии и Т. призрения, эти попытки гораздо серьезнее. Здесь они развиваются в систему "учреждений благосостояния рабочих" и, имея целью поддержание и улучшение Т. жизни рабочей массы, могут быть рассматриваемы как последняя ступень в деле Т. помощи. Особенностью многих из них является участие в устройстве и у правлении тех, для кого они предназначаются. Благодаря этому они теряют благотворительный характер и получают экономическое и социально-политическое значение. К числу их относятся учреждения о детях всех возрастов, подготовляющие их к Т. жизни и деятельности, учреждения для упорядочения положения рабочих (напр., для указания работ), для улучшения хозяйственного их положения (напр., рабочие организации, товарищества, дешевые квартиры, убежища и пр.), для удовлетворения высших культурных нужд при посредстве библиотек, народных университетов и пр., для помощи в особых случаях (вспомогательные кассы, попечение о безработных, страхование и т. д.). Все эти германские учреждения не объединяются под названием Т. помощи, но, имея в виду интересы трудящегося населения и основываясь на принципах Т. деятельности, образуют особую группу, которая может быть рассматриваема, по центральному значению в ней труда, как Т. помощь в ее высших формах. В Россия развитие Т. помощи шло тем же путем. Возникнув, в виде общественных работ, для предоставления заработка во время голодовок и под влиянием требований общественного порядка и благоустройства, несовместимых с массою праздных и бродячих нищих, Т. помощь не пошла, однако, параллельно по обоим этим путям, а получила при Петре I и ближайших его преемниках одностороннее развитие в сторону репрессии. Нищенствующие "с притворным лукавством" жестоко наказывались и отдавались на принудительные работы, вплоть до каторжных. Для них устраивались особые заведения: для мужчин — смирительные дома, для женщин — прядильные. Нищих пристраивали к фабрикам и заводам и "к прочим мануфактурам". При Екатерине II репрессивный характер Т. помощи был смягчен и она стала мерой призрения. Снова, как при Борисе Годунове, появляются общественные работы и, наконец, учреждаются в ведении приказов общественного призрения работные дома, предназначенные как для принудительного, так и для добровольного труда. При Александре I стремление к высшим формам Т. помощи в лучшей части общества не прекратилось. Памятником его остался проект гр. Н. С. Мордвинова о "трудопоощрительном банке". В действительности, однако, Т. помощь находила весьма слабое выражение. Некоторые формы ее практиковало Императорское человеколюбивое общество и немногие частные благотворительные общества. Деятельность земских учреждений носила иногда характер Т. помощи, но без этого названия. По указу 1 сентября 1895 г. в России возникло, под покровительством Государыни Императрицы Александры Феодоровны, попечительство о домах трудолюбия и работных домах. Оно содействует устройству домов трудолюбия (см.), имеющих целью "приходить на помощь бездомным, выпущенным из больниц и не имеющим еще заработка, освобождаемым из мест заключения по отбытии наказания и всем вообще впавшим в крайнюю бедность — предоставлением им честного труда и приюта". На практике ограничиться этой программой оказалось невозможным, и попечительство, в изданном им примерном уставе для попечительных обществ о домах трудолюбия, допускает устройство при последних, в качестве вспомогательных учреждений, столовых, ночлежных приютов, яслей, трудовых убежищ для подростков, контор для регистрации нуждающихся и для посредничества к доставлению им работы, а равно другие соответствующие назначению обществ заведения. Затем учреждения эти, а равно и так называемые Ольгинские (в честь великой княжны Ольги Николаевны) детские приюты трудолюбия стали возникать в ведении попечительства уже не только в качестве вспомогательных учреждений, но и самостоятельно. Таким образом попечительство сделалось органом Т. помощи, как средства призрения бедных. Не останавливаясь на этом, оно сделало шаг к развитию Т. помощи, как системе мер с экономическим характером. Организованная им в 1899 г. экспедиция в восточные неурожайные губернии, кроме открытия указанных выше учреждений, применяла общественные работы (преимущественно в интересах селений) по водоснабжению, осушению болот, укреплению оврагов, песков, дорожным сооружениям и пр., оказывала помощь кустарям, устраивала для них склады материалов и орудий производства, выставки изделий для сбыта их, кредитные фонды, учебные и показательные мастерские, трудовые пункты, лечебно-продовольственные станции и пр. — Теоретическое обоснование Т. помощи касается преимущественно первых двух видов ее; но в последнее время началось движение в пользу систематизации и обоснования ее высших форм. Согласно позднейшим работам в этой области, бедность, нищета и беспомощность — явление сложное, которое, развиваясь то на почве физических и психических недостатков людей, то вследствие дефектов в умственном воспитании их, то в связи с семейными и родственными союзами, то под влиянием сложнейших социальных, преимущественно экономических, юридических и бытовых условий, если не вполне, то в значительной мере устранимо надлежащим развитием трудовой деятельности и трудового начала, отодвинутых в капиталистическом производстве на неподобающее им, по их нравственному и социальному значению, место. Исходя из принципа Локка, по которому источником собственности является труд, новейшие учения о Т. помощи ставят в центре своих практических программ труд, как источник заработка. Но предоставить последний, значит оказать Т. помощь только в ближайшем смысле. Во многих случаях предоставить достаточный заработок от труда невозможно или по индивидуальным свойствам нуждающегося в нем (напр., по его неподготовленности), или по семейным причинам (напр., при необходимости для работницы воспитывать детей), или, наконец, по социальным условиям (напр., отсутствию спроса на труд, орудий для него и т. п.). Отсюда необходимость в подготовительной работе, предупреждающей возможность остаться без труда и заработка. Меры Т. помощи распадаются, таким образом, на ближайшие, или терапевтические, в центре которых стоит предоставление труда, и предупредительные, или профилактические, подготовляющие осуществление Т. начала в будущем. Затем принимается во внимание, что просто помощь (напр., денежная) не предполагает со стороны пользующегося ею самодеятельности; Т. же помощь немыслима без самодеятельности, так как прежде чем воспользоваться деньгами, необходимо поработать. С этой точки зрения, Т. помощь имеет воспитательный характер и должна проявляться преимущественно в таких формах, которые дают работнику самостоятельность, более возможную, напр., при своем или кооперативном хозяйстве, чем в батраках. Система Т. помощи должна быть направлена против всех наличных в данное время и в данном месте индивидуальных, семейных и социальных причин безработицы и обеднения, как ее последствия; она должна возможно полнее и всестороннее охватить их, и, развивая, в соответствии с действительностью, меры ближайшей помощи, в то же время воздействовать на коренное предупреждение самой возможности возникновения указанных причин. При таком определении, в систему Т. помощи входят, с одной стороны, в качестве мер ближайших: посреднические по указанию работ и занятий конторы, организация работ на дому, дома трудолюбия и работные дома, общественные работы, простейшее обучение профессиональным умениям и занятиям, ясли для детей рабочих, ночлежные дома, увеличение и организация сбыта, приискание дешевых материалов и орудий производства, кредит на приобретение их, улучшение законодательства и т. п., а с другой стороны — меры более коренные, служащие к усилению значения труда, как основного фактора производства, к повышению трудоспособности, следовательно, меры санитарные, экономические, образовательные и др., меры взаимопомощи, организация коопераций, различных союзов, страхование, устройство жилищ и пр. В этом объеме система мер Т. помощи чрезвычайно близко примыкает к учреждениям народного благосостояния и, сливаясь с ними вообще, отличается от них лишь той центральной ролью, которую имеют в системе труд и Т. начало. При такой обширности, осуществление системы Т. помощи должно принадлежать и государству, и общественному управлению, и частному почину, т. е. различного рода частным обществам и союзам. См. "L'assistance par le travail en France", par H. Lecoq; P. F. Aschrot, "Das englische Armenwesen in seiner historischen Entwickelung und heutigen Gestalt" (есть русский перевод с добавлением статьи того же автора: "Развитие призрения бедных в Англии, с 1885 г."); С. Loch, "Charity Organisation"; Wilhelm R?scher, "System der Armenpflege und Armenpolitik"; E. Robin, "Hospitalit? et travail ou des moyens pr?ventifs de combattre le mendicit? et la vagabondage". Не лишены значения изданные по поводу парижской выставки 1900 г. обзоры д-ра Альбрехта, Скаржинского ("Le progr?s social ? la im du XIX si?cle") и др. В русской литературе теоретические обоснования Т. помощи изложены в книге Филантропа, "Т. помощь, ее основания, задачи и важнейшие формы", в статьях проф. В. И. Герье: "О способах помощи безработным" (журнал "Т. помощь", 1898, № 8) и Е. Максимова, "Что такое Т. помощь" (т. же, 1900, №№ 7 и 8), в книге А. Горовцева: "Т. помощь как средство призрения бедных", трактующей предмет более узко, и в некоторых статьях, помещенных преимущественно в журнале "Т. Помощь". О формах Т. помощи дает понятие книга: "Т. помощь в губ. Казанской, Вятской и Симбирской 1900 г.". Ср. также ст. П. Ганзена в "Русск. Мысли" (1900) и его же, "Обществ. Самопомощь в Дании" (1898).Е. Максимов.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.