древнерусский сборник житий и похвальных слов, происхождение которого вызвано богослужебными потребностями. Статьи Т. предназначались для чтения при богослужении, в поучение верующим. Содержание его — проповеди и синаксари, т. e. жития наиболее чтимых святых и сказания о церковных праздниках и "торжествах". Из писателей русских встречаются слова Кирилла Туровского и Григория Цамвлака. Состав Т. не отличается постоянством. Исследования о редакциях и составе Т. пока нет. Подобно Триоди, Т. бывает постным и пятидесятным, но обыкновенно обе части встречаются в одном сборнике, в котором слова и сказания распределены начиная от недели мытаря и фарисея до недели всех святых. В замечательном по составу древнейшем списке Т. XIV в., принадлежавшем библиотеке Хлудова, жития и сказания преобладают над поучениями; обыкновенно же поучения занимают преобладающее место. В Хлудовском Т. помещены труды Климента еп. Словенского и Иоанна экзарха болгарского. См. А. Попов, "Опис. рукоп. Хлудова" (М., 1872, стр. 384—419). Наиболее подробно рассмотрены списки Т. в "Описаниях рукоп. Соловецкого монастыря" (Казань, 1881 т. I, стр. 635—695).
Значение слова ТОРЖЕСТВЕННИК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ТОРЖЕСТВЕННИК
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012