известный филолог и педагог (1784—1860). Был приват-доцентом в Геттингене, потом преподавателем в гимназии в Мюнхене, где, как иностранец и протестант, испытал много неприятностей; сделано было даже покушение на его жизнь. Он вышел, однако, победителем из борьбы и развил широкую и плодотворную деятельность, насаждая в Баварии неогуманизм, сменивший просветительные идеи и филантропинизм. Т. основал филологический институт, а с перенесением университета из Ландсгута в Мюнхен (1826) получил кафедру красноречия и древней словесности. Главн. труды Т.: "Ueber die Epochen d. bildenden Kunst unter d. Griechen" (2 изд. 1829), "Reise in Italien" (1826); "Ueber gelehrte Schulen mit besonderer R?cksicht auf Baiern" (1826—1831); "Ueber den Zustand der Universit?t T?bingen" (1830); "Ueber die neuesten Angriffe auf die Universit?ten" (1837); "Griechische Grammatik" (3 изд. 1829, главным образом гомеровский диалект); "Griechische Schulgrammatik" (4 изд., 1854); "Ueber den gegenw?rtigen Zustand des ?ffentlichen Unterrichts in den westlichen Staaten von Deutschland, Holland, Frankreich und Belgien" (1838). Много работ Т. рассеяно в летописях Баварской академии наук, президентом которой он состоял с 1848 г. В глазах Т. филология была не только наукой, но и средством "воспитания людей к гуманности" (Bildung zur Humanit?t). Идеалом его был Меланхтоновский принцип соединения христианства с гуманизмом. По примеру старых гуманистов он не ограничивался кабинетной ученостью, а выступал также в качестве публициста, оратора и политического агитатора. В составленных им учебных планах для латинских школ и гимназий чаще всего представлен педагогический принцип неогуманизма. Все преподавание основано на изучении двух древних языков и античных писателей; немецкий язык, история и философия тесно примыкают к читаемым древним текстам; по возможности эта связь проводится и в Законе Божием, и в математике. Все остальные предметы совершенно исключены. В учебном плане Т. строже, чем где-либо, проведена концентрация преподавания. Сочинения и планы Т. вызвали ожесточенные нападения со стороны всех противников чистого гуманизма — католиков, реалистов и утраквистов (т. е. педагогов, объединявших в учебном плане реализм с классицизмом); завязалась полемика, весьма важная для истории просвещения Германии в первой половине XIX в. Т. утверждал, что задача гимназии заключается в развитии способностей (des K?nnens) и что ничего в мире не может заменить в этом отношении латинской грамматики, столь же полезной для босоногого пастуха, сколько для будущего филолога. Т. и товарищ его по гуманизации Баварии, Дёдерлейн, отстаивают 3 принципа гимназического образования: единство (концентрацию), свободу и самодеятельность. Учебные планы Т. вызвали критику преимущественно со стороны руководителя прусского народного просвещения И. Шульце, ученика Вольфа и Гегеля. Шульце находил планы Т. слишком односторонними, увлекающимися в сторону классицизма, и ставил в пример прусские, в которых были приняты во внимание некоторые чрезвычайно важные для "всестороннего, гармонического развития" предметы и упражнения (истор., геогр., ест. истор., пение и др.). Т. в свою очередь ополчился против прусской школы и ее 3 принципов: всесторонности, надзора и экзаменов. Школа, поставившая себе целью знание, a не развитие способностей, по его мнению фальшива, так как ведет к многопредметности и к переутомлению. Активное уменье на ограниченном поприще (конечно, классическом), по мнению Т., гораздо ценнее, чем самые обширные пассивные знания \[В университетском вопросе Т. отстаивал свободу и самодеятельность.\]. Т. был усердным поборником политического и духовного возрождения Греции, которую он посетил в 1831—32 гг.; он содействовал избранно на греческий престол баварского принца Оттона. В это время он написал: "De l'etat actuel de la Gr?ce et des moyens d'arriver ? sa restauration" (Лпц., 1833). Ср. "Fr. Thiersch's Leben" (Лпц. 1866; биогр., напис. его сыном); Fr. Paulsen, "Geschichte des gelehrten Unterrichts auf den deutschen Schulen und Universit?ten" (2-й т., 1897; приведена литература); К. Schmid, "Geschichte der P?dagogik" (IV т., 457—466); Bursian, "Geschichte der klassischen Philologie in Deutschland" (П., 733—748, 1883).А. Готлиб.
Значение ТИРШ ФРИДРИХ-ВИЛЬГЕЛЬМ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ТИРШ ФРИДРИХ-ВИЛЬГЕЛЬМ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012