Значение слова ТЕРАМЕН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ТЕРАМЕН

(?????????) — сын афинянина Гагнона, один из важнейших государственных деятелей эпохи 413—403 гг. Как древние, так и новейшие ученые значительно расходятся в своих взглядах на деятельность и характер Т. Большинство считало и считает его за человека непостоянного, вероломного, не имевшего ни убеждений, ни нравственного чувства; его даже называли "котурном" (обувь, одинаково приходящаяся на обе ноги). Суждение это, однако, несправедливо. Как уже было замечено Аристотелем, Т. отличался выдающимся умом и необыкновенными способностями; он ненавидел всякие крайности и беззакония и всячески боролся за господство среднего класса; неудивительно поэтому, что обе противоположные партии, т. е. крайние олигархи и крайние демократы, ненавидели и преследовали его. Его несчастие состояло в том, что партия, на которую он возлагал свои надежды, не была в то время достаточно сильна, чтобы осуществить его идеалы. Единственный темный момент в его жизни — это его образ действий после битвы при Аргинузах, при так назыв. суде над стратегами (см. Пелопоннесская война); но это объясняется тем, что стратеги пытались свалить свою вину на Т. и остальных триерархов, которые ради собственного спасения обвинили стратегов. Т. впервые упоминается в 411 г. как член олигархического Правления Четырехсот; но не прошло и 4 месяцев, как оно было упразднено, главн. образом благодаря Т., который, по Аристотелю, не сочувствовал беззаконному образу действий остальных членов. Управление государством перешло теперь в его руки, и он создал господство умеренного среднего сословия. Фукидид и Аристотель чрезвычайно хвалят выработанную им умеренно-олигархическую конституцию, но никаких подробностей о ней не сообщают. Весной 410 г., после геллеспонтских побед Алкивиада, конституция Т. была уничтожена и заменена прежним неограниченным демократическим правлением. Т. покинул Афины и отправился на место военных действий. Когда в битве при Эгоспотаме Лизандр уничтожил афинский флот и Афины, потерявшие всех своих союзников (кроме Самоса), подверглись осаде, Т. был отправлен к Лизандру, чтобы вступить с ним в переговоры о мире. Условиями, предложенными Лизандром, афиняне были недовольны; но Т. понимал, что лучших условий при тогдашних обстоятельствах достигнуть нельзя. Он провел у Лизандра 3 месяца, надеясь, что народ между тем образумится. Голод и остальные ужасы, вызванные блокадой, а также старания друзей Т. действительно смирили афинян: Клеофон (главный противник мира) был казнен, и Т. был послан в Спарту с неограниченными полномочиями. Лизандр установил правление тридцати тиранов (см.), членом которого сделался и Т. но, возмущенный образом действий своих товарищей, он вскоре начал настойчиво осуждать их насилия и настоятельно требовать прекращения жестокостей. Критий и его товарищи решили покончить с Т.: они внесли в совет два закона, очевидно направленных против Т., который, по Аристотелю, сделался жертвой этих именно законов. См. С. P?hlig, "Der Athener Theramenes" ("Jahrbucher f?r class. Philologie", Suppl. IX, 1877, стр. 225—320).А. Пр.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.