Телезий (Бернардино Telesius) - итальянский ученый и философ(1509-88). Занятия философией вызвали в нем отвращение к аристотелизму:он резко осуждает Аристотеля, смешивая перипатетизм схоластический сподлинной аристотелевской философией и распространяя свою антипатию кпоследней на самую личность Аристотеля. Он основал в Неаполеестественно-историческое общество Academia Telesiana. Последние годы егоучено-философской деятельности протекли в тяжелой борьбе против враговсвободного и непосредственного исследования законов природы, котороенастойчиво провозглашал Т. Его девизом служили слова: "Realia entia, nonabstracta". В предисловии к своему важнейшему философскому труду: "Denatura rerum juxta propria principia" (1565) он говорит, что берет вруководителя свои чувства, а предметом своего исследования - природу,которая всегда остается неизменной в своей сущности, следует тем жезаконам, производит те же явления. Провозглашая верховное, значениеопыта, как главного источника познания, Т. не применяет в достаточноймере этот принцип при исследовании явлений внешней природы. Егонатурфилософия напоминает досократовские наивные умозрения ионийцев. Изпротивоположности между небом с его светилами, приносящими тепло, иземлей, из которой после заката солнца появляется холод, он выводит, чтоэти два начала - первоосновные в природе. Кроме того, по словам Т., естьнечто телесное (corporea moles); оно расширяется и утончается подвлиянием теплового начала и сжимается и сплачивается под влияниемхолодного начала. Тепло - источник движения и жизни, холод - смерти и покоя: борьба этих двухначал - источник всего мирового развития. В теории познания и впсихологии Т. является сенсуалистом и даже материалистом. spiritus - этоутонченное тепловое вещество, вносящее единство во все функции организмаи являющееся источником всех наших движений. Его центральнымместопребыванием служит головной мозг, откуда он через нервы разливаетсяпо всему телу. Впрочем, наряду с духом Т. допускает еще вложенную Богомдобавочную форму (forma superaddita) - бессмертную и бестелесную душу,но эта душа не играет в его системе никакой существенной роли. Этика Т.тесно примыкает к его сенсуализму. Основа всех нравственных чувств -чувство самосохранения. Все другие аффекты и стремления человекавытекают из этой первоосновы. Мы любим то, что благоприятствует этомучувству самосохранения, ненавидим то, что противодействует ему. Основныедобродетели человека проистекают из того. же чувства: таковы мужество,мудрость, благосклонность и другие. Т. оказал значительное влияние напробуждение эмпиризма: под его воздействием развивались Патрицци,сочетавший его идеи с платонизмом, и Кампанелла. Бэкон так же был знакомс его философией Т. и говорит о ней как о родоначальнике опытнойфилософии ("novorum hominum primus"). Кроме упомянутого сочинения, Т.написал: "De Mari" (1570), "De his qui in aere finnt et de terraemotibus" (1570), "De colorum generatione" (1570), "De. cometis et lacteocirculo", "De iride", "De usu respirationis etc." Сокращенное изложениеего философии дал Куатроманни в 1580-г. В издании Рикснера и Зибера:"Leben und Lehrmeinungen beruhmter Physiker am Ende XVI und am Aufangdes XVII Jahrh." (1819-26) третий выпуск посвящен Т. Важнейшиемонографии о Т.: Bartholmess (П., 1850); Fiorentino (Неаполь, 1872-74);К. Heiland, "Erkenntnisslehre und Ethik des Т." (1891). И. Лапшин.
Значение слова ТЕЛЕЗИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ТЕЛЕЗИЙ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012