термин, предложенный Э. Б. Тайлором (см.) для обозначения широко распространенного у первобытных народов обычая называть женатого человека с момента рождения у него ребенка по имени этого последнего, величая его отцом такого-то или такой-то. Обычай этот дикари считают настолько естественным и общеобязательным, что применяют его даже к европейцам. По наблюдениям Тайлора, Т. чаще всего встречается у племен, признающих материнское родство (см.), и сопровождается жительством мужа в доме жены и обычаем избегания родственников этой последней, особенно матери ее. У индейского племени кри молодой супруг, вступая в дом своей жены, не имеет права ни смотреть в лицо, ни разговаривать с ее родственниками; на него смотрят как на чужого до рождения первого ребенка, после чего он принимает имя отца этого ребенка и становится ближе к родным жены, чем к своим собственным. этом примере Тайлор видит и объяснение происхождения Т.: в доме своей жены муж, как чужеродец, только с рождением ребенка, который по праву член семьи своей матери, приобретает новое положение "отца члена семьи жены". Эта перемена оформляется в обычае называть отца по имени ребенка. В виде переживания Т. встречается и у племен, которые перешли к агнатному родству и у которых жена вступает в дом мужа. Вилькен считает Т. актом признания отцовства со стороны родных отца. Л. Штернберг наблюдал обычай Т. у племен с агнатным родством (гиляков, орочей), у которых не только отца, но и мать величают по имени ребенка. Это может быть объяснено и теорией Тайлора: Т. для матери вызывается тем, что в агнатом роде мужа она является чужой и только через ребенка становится членом семьи мужа. Сами инородцы (гиляки) объясняют этот обычай тем, что так как собственные имена часто являются просто кличками, прозвищами, иногда обидными, то называть в лицо взрослого человека по его кличке, данной ему в детстве, значит нарушать вежливость; поэтому таких кличек совершенно избегают, заменяя их терминами родства или словом "друг". С рождением у человека ребенка является возможность называть его отцом или матерью такого-то — именем не только приличным, но и почетным, так как оно указывает на самостоятельное материальное положение. У многих племен избегание родных жены не прекращается с рождением ребенка, и самый генезис избегания находит себе несколько иное объяснение (ср. Экзогамия, Эндогамия, Умыкание). См. E. Tylor, "On a Method of Investigating the Development of Institutions"; G. A. Wilken, "Over de primitieve vormen van het huwelijk" в "Indische Gids" (1880); Л. Я. Штернберг, "Гиляки о-ва Сахалина и материкового побережья" (сообщение в Географическом общстве).Л. Штернберг.
Значение слова ТЕКНОНИМИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ТЕКНОНИМИЯ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012