Дмитрий Евдокимович — московский еретик, родом из Твери; был сначала стрельцом (и назывался Дерюшкиным), потом перешел в чернослободцы. Около 1692 г. Т. пришел в Москву и, чтобы снискивать себе пропитание, служил у иноземцев разных религий. Когда в Немецкой слободе в 1700 г. открыта была первая частная аптека Грегори, туда поступил Т. "искать науки у дохтуров и лекарей". Учась лекарскому искусству, Т. усвоил многие из протестантских воззрений и впоследствии к ним прибавил свои домыслы. Т. отрицал авторитет церковного предания, отвергал значение церкви с ее иерархией, соборами и св. отцами, говоря: "я де сам церковь, во Христе все — цари и иереи"; признавая единственным ходатаем Иисуса Христа, Т. отрицал всякое посредничество между человеком и Богом, ходатайство ангелов, Богоматери и святых, отвергал почитание их, равно как и молитву за умерших; отрицал таинства, под крещением разумея только крещение Духом, под евхаристией — только воспоминание о жертве Спасителя; отрицал чудеса, обряды, почитание икон, креста, мощей, посты, монашество и другие установления церкви. От протестантизма учение Т. существенно отличалось тем, что он не принял основного догмата протестантов — об оправдании одною верою, а напротив, говорил, что человек спасается единственно по своим делам и заслугам. Т. пользовался всяким случаем, чтобы распространять свои воззрения. Если больной просил у него лекарства от глазной или зубной боли, он с насмешкой советовал ему сделать серебряный глазок или зубок к образу св. Ипатия или Антипия чудотворца; если заставал больного за чтением церковной книги, то отговаривал от чтения, утверждая, что в Библии находится все нужное для спасения; при виде постной пищи вооружался против постов; встречаясь с людьми, интересовавшимися богословскими вопросами, заводил речь о догматах, отличавших православную церковь от протестантской, и, смотря по обстоятельствам, то прямо критиковал православное учение, то представлялся сомневающимся. В переднем углу квартиры Т. вместо иконы находился лист с начертанными на нем двумя первыми заповедями. В особых тетрадях Т. собрал до 500 библейских текстов, разделив их на группы в доказательство отдельных протестантских мнений и каждую группу отметив особыми надписями вроде следующих: "о идолех языческих" — против иконопочитания, "о тлении человеческого естества" — против чествования св. мощей и др. Эти тетради вместе с переведенным на русский язык Лютеровым катехизисом он давал читать и списывать. Многие принимали учение Т. и в свою очередь распространяли его. В течение 10 лет Т. приобрел не одну тысячу единомышленников в Москве, Серпухове и других местах. Наиболее ревностными из них были его двоюродный брат цирюльник Фома Иванов и фискал Михайло Андреев Косой. С 1713 г. началось следственное дело о московских еретиках. Следствие, произведенное духовным начальством при содействии Преображенского приказа, обнаружило виновность Т. и некоторых других. Петр Вел., удовольствовавшись отречением их от еретических мнений, поручил Стефану Яворскому присоединить их к церкви без дальней проволочки. Вопреки царской воле Стефан заключил обвиняемых в монастыри, продолжал следственное дело и обнародовал "увещание к православным", приглашая всех, кто знает что-нибудь о Т. и его единомышленниках, объявлять о том "освященному собору". Сильно повредил своим товарищам Фома Иванов, находившийся на покаянии в Чудовом монастыре: он рассек косарем в церкви образ св. Алексея-чудотворца. В 1714 г. московский собор предал еретиков проклятию и отдал их гражданскому суду. 30 ноября 1714 г. Фома Иванов по царскому указу сожжен был в срубе на Красной площади. Прежде чем гражданский суд произнес свой приговор над Т. и его "богопротивной компанией", дело о нем опять потребовано было в С.-Петербург; самого Стефана Яворского звали "к ответу о бывшем соборе". В 1718 г. Т. был освобожден на поруки и впоследствии, раскаявшись в своих заблуждениях, ходатайствовал о полном прощении. Св. Синод в 1723 г. определил разрешить его от церковного проклятия, и он был принят в церковное общение. Для пресечения еретической пропаганды Стефан Яворский и инок Пафнутий вступили в полемику с взглядами Т. и с протестантским учением: первый написал "Камень веры", второй — "Рожнец духовный". Ср. Ф. Терновский, "Местоблюститель патриаршего престола, митрополит Рязанский Стефан Яворский и Дмитрий Т." ("Прибавления к творениям св. отцев", ч. XXI, М., 1862); его же, "Московские еретики в царствование Петра I" ("Правосл. обозрение", 1863, №№ 4, 5 и 6); Н. Тихонравов, "Московские вольнодумцы начала XVIII в. и Стефан Яворский" ("Русский вестник", 1870, № 9; 1871, №№ 2 и 6); "Памятники древней письменности. Дело Т." (СПб., 1882); Д. Цветаев, "Дело Т." ("Православное обозрение", 1883, № 8); С. Соловьев, "История России" (1866, т. XVI, стр. 336—344); И. Знаменский, "Руководство к русской церковной истории" (Казань, 1888); А. Доброклонский, "Руководство по истории русской церкви" (вып. IV, M., 1893).
Значение слова ТВЕРИТИНОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ТВЕРИТИНОВ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012