Значение слова СТРАШНЫЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое СТРАШНЫЙ

Страшный суд.- По евангельскому слову, "Отец не судит никого, но весьсуд отдал Сыну.... и дал Ему власть производить суд, потому что Он естьСын человеческий" (Иоан. V, 22 и 27), почему Он и произведет над всеминародами суд, когда приидет во славе Своей, и все святые ангелы с Ним(Матф. XXV, 31, 32). Ангелы, при кончине века, соберут избранных отчетырех ветров от края небес до края их (Матф. XXIV, 31), а такжесоберут из царства Его все соблазны и делающих беззаконие (Матф. XIII,41) и отделят злых из среды праведных (ib. XIII, 49). По учениюапостольскому всем нам должно явиться пред судилище Христово" (2 Кор. V,10), "все мы предстанем на суд Христов" (Римл. XIV, 10). Бог черезИисуса Христа будет судить иудеев и язычников (Римл. II, 9), живых имертвых (Деян. X, 42; 2 Тим. IV, 1), т. е. имеющих воскреснуть измертвых и тех, которые останутся до воскресения в живых, но, подобновоскресшим, изменятся (1 Кор. XV, 51 и 52), а также, кроме людей, и злыхангелов (Иуд. 6; 2 Петр. II, 4). Судимы будут не только дела людей, какдобрые, так и злые (Матф. XXV, 35, 36, 42 и 43; 2 Кор. V, 10), но ивсякое праздное их слово (Матф. XII, 36). Праведным судия скажет:"приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствиеот сложения Мира" (Матф. XXV, 34), грешные же услышат такой приговор:"идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггеломего" (Матф. ХXV, 41). Верование в С. суд было в христианской церквивсеобщим и всегдашним. Подтверждением этому служат первоначальныесимволы частных древнейших церквей, например иерусалимской, римской,антиохийской, кесарие-палестинской и кипрской, в состав которых входил ичлен о втором пришествии Христовом во славе для суда живых и мертвых.Отсюда он перешел в символ никео-цареградский. Пастыри и учители церквии сами твердо хранили, и другим, начиная с апостольских времен,непрерывно передавали вселенскую веру в будущий всеобщий суд. По словамсв. Поликарпа Смирнского, "кто будет говорить, что нет ни воскресения,ни суда, тот первенец сатаны". Христианские апологеты указывалиязычникам, как на существенную черту религиозных верований христиан, наих твердую и несомненную веру в будущий суд и вечное по заслугам каждогомздовоздаяние, каковая вера может располагать к деланию одного доброго.но отнюдь не злого (св. Иустин Мученик, Феофил Антиохийский, Тертуллиан,св. Ириней, св. Киприан). См. епископ Сильвестр, "Опыт православногодогматического богословия" (т. V, Киев, 1891). Из всех изображений, сюжетом которых были последние дни мира, С. суди будущая жизнь, на первом месте должно поставить картину С. суда,которая совмещала в себе все эти события. Значение этого изображениябыло громадное в древней Руси; им проповедник христианской веры склонилкнязя Владимира к принятию христианства. Нет сомнения, что такое жесильное действие производила она и на народ как в эпоху принятияхристианства, так и в последующее время: поэтому влияние ее на народнуюпоэзию несомненно. Содержание картины С. суда, по подлиннику, следующее."В средине- так начинает подлинник- представлять картину С. суда; междусветлым и темным царством, в облаке силы Бог Отец на престоле славы,окруженный херувимами, подле Него в сиянии Сын, озаренный Св. Духом,благословляется от Отца в ознаменование того, что "Бог Отец суд надмиром дает Сыну". По одну сторону Господа Саваофа Горний Иерусалим,царство небесное, где Иисусу Христу и Божией Матери предстоят ликипреподобных жен, мучеников, страстотерпцев, преподобных отец,святителей, пророков; у райских врат на страже ангелы с обнаженнымимечами. На противоположной стороне ангелы света низвергают в ад ангеловтьмы, превратившихся в козлов, свиней и других животных; с ними вместелетят в ад и престолы- знамения их владычества. Далее являетсяторжественное откровение правды Божией. Господь воссел судить напрестоле славы своей, около престола стоят Пресвятая Богородица иПредтеча; при подножии Его праотцы Адам и Ева. Около престола славыХристовой ликостояния ангелов, из которых двое вверху и двое внизусзывают гласом трубным на суд все племена и народы; по обе стороны Судиисидят на двенадцати престолах двенадцать апостолов с отверстыми книгамив руках, как знамениями их проповеди и посланничества. Под престоломГосподним на другом престоле, положена завеса и книга совета волиБожией, разогнутая на словах: "приидите благословеннии Отца моего".Позади этого седалища водружены знамения страстей Христовых: крест,копие и трость с предстоящими им ангелами, которые держат свитки; наодном начертано: "приидите благословеннии Отца моего", а на другом:"престол Господень стояше, и свет возсияше правды". Под престоломоблако, из которого выходит рука, держащая весы, пред которыми стоитдуша человеческая, в виде младенца, "ожидающая мерного притяжения, купноже и человеколюбия Божия". Одну чашу весов охраняет ангел, поражающийкопием двух бесов, усиливающихся перетянуть другую чашу к себе: перваядобрых дел, последняя злых. Около престола лики святых, далее под сеньюдерев блаженные праотцы Авраам, Исаав и Иаков с окружающими ихмладенцамидушами праведных. Под ногами праотцев текут четыре райскиереки Геон, Феон (Фиссон), Евфрат и Тигр. В светлую обитель святых ведутврата, в кои готовится апостол Петр впустить праведников, а апост. Павелдержит свиток, в котором написано: "Приидите, благословении и праведнии,в рай невозбранно". ангел сверху накладывает венцы на праведников. Ввинограднике на престоле сидит Пречистая: это рай, в котором вселятсядуши праведных. Между раем и адом, между ангелом и дьяволом привязан кстолбу юноша: "ради милостыни он избавлен муки вечныя, а ради блудалишен вечныя жизни". Обратимся к другой стороне: там Моисей указываетжидам на Христа. В житии Василия Нового Моисей обличает на суде жидов,объясняя им их заблуждения "и показывая им в Иисусе Христе истинногоБога". Позади жидовлитва, арапы синие, индияне, измаильтяне- песьиголовы, турки, сарацины, немцы, ляхи, Русь. Без сомнения, это исчислениенародов, сошедшихся на С. чудище, составляет самый древний мотив нашегоизображения. Греческий философ, вероятно, для большего убеждения непреминул обратить внимание нашего князя на Русь, стоящую в численародов, ожидающих ответа в день судный; между ними же стоят и те, откоторых приходили проповедники для обращения Владимира в свою веру:жиды, магометане и немцы, между тем как греки, исповедующие истиннуюверу, освобождены от этого нечестивого сообщества. Таким образом в нашейкартине представляются на суде не отдельные личности- грешники: еретики,гонители и т. п., как это в житии Василия Нового, из которогопреимущественно заимствован этот сюжет, но выводятся целые народы, чтовполне согласно с назидательным значением ее для безграмотной инеобразованной толпы, для которой присутствие исторических личностей накартине было бы и невразумительно, и мало полезно. По всей почти картинеизвивается вышедший из ада змей, и досягает пяты Адама, припавшего кпрестолу Судии; на кольцах змея начертаны имена грехов - мытарства;ангел несет по мытарствам праведную душу; там же гора, на горе одр, наодре Лазарь убогий; у главы царь Давид сидит с гуслями, а три ангеланаклонились и принимают душу Лазареву. Здесь ангел показывает Даниилучетыре царства погибельных: вавилонское, мидское, перское "и римское,еже есть антихристово". Царство антихристово изображается в целом рядесимволических эпизодов в отдельных кругах, равно как и другие четырецарства представлены под символами зверей и чудовищ. Название Римскогоцарства "антихристовым" свидетельствует уже о разделении церквей навосточную и западную: оно стоит вместе с вавилонским, мидийским иперсидским - представителями древнего язычества. По гласу трубыархангела земля и море, гробы и звери, рыбы и птицы возвращают назадтела усопших,- тут же правда кривду стреляет, и кривда пала со страхом.Среди восставших виден один человек с распростертыми руками; он незнает, куда ему идти, к избранным или погибшим, потому что половинусвоей жизни он провел праведно, а потом грешил. По приговору Судиивлекутся цепью в ад люди разных званий и состояний: игумены и игуменьи,старцы и попы, князья, бояре, судьи немилостивые и неправедные: всеоборачиваются назад и плачут. "А духовные люди идут в ад, которые нерадели о своем стаде и о своем спасении. За ними идут молодые люди,которые не соблюдали заповедей Божиих, не почитали отцов и матерей, и добрачного сочетания блудно жили; сами наги, связаны по ногам". Сатанаодной рукой держит конец цепи, а другой Иуду с кошельком. Из пасти адавыглядывает Вельзевул; под ним написано: "сатана и диавол, иже естьлживый пророк антихрист, будет свержен в озеро огненное и все с нимтворящие волю его". В самом низу образа адские муки: там повешеныростовщик за алчные руки, клеветник за злоречивый язык и пр. Вподлиннике так описываются, следовательно, так и изображались наобразах, муки на С. суде: "Всем освященным чинам и старцам согрешившимкотел кипит; мука клеветникам: за язык повешены, а плясуны за пуп; мукитатям и разбойникам: за ноги повышены в огнь; мука князьям и боярам исудьям несправедливым- червь неусыпающий; мука лихву емлющим исребролюбцамбесы им в горло льют растопленное золото и серебро; а онисидят и не хотят пити, отворачиваются, а бесы шемпами их бьют. А которыетворили блуд с попадьями и старицами, с просфирнями и с кумами исестрами- повешены в огне за хребет". Из приведенного содержания картиныС. суда мы видим, что она обнимает собою все состояние человека ичеловечества в загробном мире, как по смерти (мытарства), так на общемсуде и после суда, даже больше этого: она, изображая царство антихриста,захватывает и последние дни этого мира. Имея в основании Свящ. Писание,она в подробностях своих стоит в самой тесной связи с теми сказаниями оС. суде, которые преимущественно были распространены в древней Руси. Изсочинений о С. суде особенно распространены были в древней Руси словасв. Ефрема Сирина, слово Палладия Мниха, житие Василия Нового и "Слово онебесных силах, чего ради создан человек". Из слов св. Ефрема Сирина триисключительно посвящены этому предмету: "О всеобщем воскресении и второмпришествии Господа нашего Иисуса Христа", "На честный крест и второепришествие" и "На второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа".Особенно подробно последнее. Картинность изображения, множествоэпизодов, твердого основания для которых нет в Свящ. Писании-отличительные черты этих слов Ефрема Сирина, которые именно потому инравились древнерусским читателям. У наших раскольников слова св. Ефремаслужат настольными книгами, к которым они обращаются во всехсомнительных пунктах. Слово Палладия Мниха: "О втором пришествииХристове, о С. суде и будущей муке" написано под влиянием слов св.Ефрема и в свой очередь послужило источником для других сочинений:многие черты сходства с этим словом можно найти в "Хождении Богородицыпо мукам" и других сказаниях, особенно в картине С. суда, начертаннойМнихом Григорием в житии Василия Нового. Насколько слово Палладия былораспространено в древней Руси, об этом свидетельствует обилие духовныхстихов, возникших под его влиянием. В сочинении Мниха Григория изображенне только суд всеобщий, при конце мира, но и суд частный, по смертикаждого человека. Григорий повествует, как он, при помощи св. ВасилияНового, удостоился в видении узреть С. суд и как потом исцелился отсвоих гибельных для души сомнений. К числу источников, под влияниемкоторых сложилось житие Василия Нового, принадлежат также книга Эпоха ислова Кирилла Александрийского, и Макария Великого. В древней Руси онобыло очень распространено; множество его списков рассеяны по всем концамРоссии. Не только в XVII, но даже в XVIII и XIX вв. оно переписывалось иукрашалось множеством миниатюр. Под его влиянием написано "Слово онебесных силах, чего ради создан человек", помещенное Калайдовичем в"Памятниках словесности XII века под № ХII-м. Его приписывают АвраамеюСмоленскому, который, по свидетельству его жизнеописателя, любил впоследнее время жизни своей беседовать о разлучении души с телом, омытарствах, ее ожидающих и т. п. "Слову о небесных силах" обязаны своимпроисхождением и многие духовные стихи. См. В. Сахаров,"Эсхатологические сочинения и сказания в древнерусской письменности ивлияние их на народные духовные стихи" (Тула, 1879). Действо С. суда в Московской Руси совершалось в неделю (воскресенье)Мясопустную архиереем, и потому бывало не во всех городах, а только втех, где находился архиерей. Известно, что оно бывало в Москве,Новгороде, Вологде. В греческой церкви чин действа С. суда сталсовершаться не ранее VIII века. В какое время и кем установленосовершение его в русской церкви - с точностью неизвестно; несомненнолишь, что оно совершалось в первой половине XVII стол. В Москве егосовершал сам патриарх, часто в присутствии царя. Царь АлексейМихайлович, за исключением немногих лет, постоянно находился придействе. После смерти Алексея Михайловича выход царей к действу бывалредко. В царствование Петра I совершение действа прекратилось: патриархАдриан отправлял его в последний раз в 1697 г. Действо С. судасовершалось, главным образом, вне храма, за алтарем (в Москве- заалтарем Успенского собора, в Новгороде- подле церкви Богоотец Иоакима иАнны). Иногда, однако, действо совершалось в Москве в самом храме. Вовсяком случае, для совершения его устраивалось особое место. Ключари задва дня посылали сторожей на мастерской плотничий двор для устройствакозла (т. е. рундука, подмостков), а затем на казенный двор, для обивкиего красным сукном. На приготовленное место ключари Архангельскогособора приносили образ С. суда и поставляли пред ним подсвечник. ВНовгороде выносился образ видения пророком Даниилом С. суда. Затемприносились еще стол, покрытый пеленой, серебряная чаша дляводоосвящения, подсвечники, большой налой с паволокой для иконыБогородицы и для Евангелия. Сам чин действа страшного суда состоял впении стихир, чтении паремий, водоосвящении, чтении апостола, чтенииЕвангелия, погружении креста в воду патриархом и омытии освященной водойикон, великой ектении и осенении предстоявших крестом. Главное в действебыло чтение Евангелия о С. суде. Евангелие читалось двояким образом: илина четыре страны (патриархобратясь лицом к востоку, стоявший против негопротодиакон- лицом к западу, один диакон- обратясь лицом к народу насевер, другой- на юг), или только патриарх с протодиаконом. Крестный ходбывал не всегда; он не совершался, если действо происходило в храме;водоосвящение также совершалось не всегда. чин действа С. судасохранился в новгородском рукописном Чиновнике XVII века, хранящемся вбиблиотеке спб. дух. академии. В сокращении он напечатан в "Чтениях Имп.Общества Истории и Древн." (1861, кн. 1). К XVII столетию относится ипечатный чин того же действа, изданный вместе с чинами действлетопроводства и пещного и чином освящения антиминсов. Печатный чинследует назвать московским, так как в нем указано присутствие придействе царя. Кроме того, чин действа С. суда напечатан в "Вивлиофике"(ч. XI), в уставе обрядов, наблюдаемом в московском Успенском соборе.Здесь он изложен не во всей полноте, а в виде записи, как он совершалсяв тот или другой год". Запись имеется за 16 лет, в промежуток времени с1671 до 1691 г. Записи многих лет очень кратки и касаются толькокаких-либо особенностей, бывших при совершении действа. См. прот. К.Никольский, О службах русской церкви, бывших в прежних печатныхбогослужебных книгах" (СПб., 1885).

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.