или стразы — подражание или подделка природных драгоценных камней из стекла. Подделки такого рода уже в глубокой древности (в Египте и Финикии, а впоследствии и в Риме) были настолько искусны, что многие из них долгое время почитались за настоящие драгоценные камни; так, известная древняя ваза, привезенная из Палестины во время крестовых походов в 1101 г. в Геную и хранившаяся в тамошнем музее под названием Sacro catino di Smeraldo, только во времена Наполеона, который велел перенести ее в Париж, была распознана Гюйтоном (Guyton, "Annales de Chemie", 1807) как подделка изумруда из стекла. Название С. происходит от имени ювелира Страсса (Strass), жившего в конце XVIII стол. и славившегося приготовлением искусственных камней. Распознавание природных драгоценных камней от искусственных не представляет затруднений; при навыке и внимании последние узнаются на взгляд, особенно поддельные брильянты, рубины, сапфиры, изумруды, а лучше всего по твердости и уд. весу. По опытам Ауербаха (1894), стекло имеет твердость по минералогической шкале Моса от 5 до 7; последнее число соответствует твердости кварца, следовательно, все искусственные камни будут чертиться кварцем и стальным напилком. О распознавании по уд. весу см. Драгоценные камни. Марго (1898) предлагает для отличия брильянтов настоящих от С. и др. подделок их из природных камней, как, напр., из бесцветных топазов, фенакитов, шлифованных под брильянтовую грань, испытывать пробою на черту карандашом из магния или алюминия, которые оставляют ясный металлический след на всех минералах, заключающих в составе кремнезем и глинозем, а, след., и стекле; испытание это облегчается, если поверхность камня будет слегка влажная. По составу своему, С. есть свинцово-борное стекло, сходное с оптическим флинтгласом (см. Стекло оптическое и Стеклянное производство). Так как от С. требуется большой блеск, то как щелочь употребляют калиевые соли; с этою же целью обогащают сплав большим количеством окиси свинца, которая вместе с тем дает легкоплавкость, усиленную борным ангидридом, что способствует получению более однородного и чистого сплава. Для окрашивания в различные цвета в состав стекла вводят окрашивающие окислы. В последнее время как бесцветный основной состав для увеличения твердости входит в употребление глиноземное стекло, состава приблизительно 4,5SiO2, Al2О3·3CaO (Duboin, 1898), в котором для большего блеска и плотности часть извести заменяется баритом (см. Стеклянное производство); но эти составы требуют значительно высшей температуры для плавления и получения чистых и однородных сплавов, а потому требуют особо приспособленных печей. Материалы для приготовления С. употребляются в возможно чистом состоянии: так, кремнезем в виде горного хрусталя представляет в отобранных бесцветных кристаллах самый лучший материал по отсутствию посторонних подмесей. Кремень, кварц и песок избегаются или выбираются более чистые, для удаления же следов окиси железа обрабатываются по измельчении соляной кислотой. Щелочь в виде поташа подвергается многократной кристаллизации и обрабатывается алкоголем. Борный ангидрид вводится в виде буры и борной кислоты, окись свинца — в виде сурика и белил, кроме того, для осветления прибавляют белый мышьяк (мышьяковистый ангидрид). Для бесцветных С., служащих подражанием брильянтам, берут, по Луаселю (Loyssel)): белого песка, очищенного соляной кислотой, 100 вес. част., сурика 150, поташа 30 — 35, прокаленной буры 10, белого мышьяка 1 ч. По Дуо-Виланду (Douold-Wieland): горного хрусталя — 100, сурика — 158, поташа — 55, борной кислоты — 6, белого мышьяка — 0,2 ч. Изумруд искусственный получается прибавлением окиси меди и окиси хрома; так, по Дуо-Виланду на 1000 ч. бесцветного состава прибавляется 0,8 ч. окиси меди, полученной осаждением и промытой, такого же качества окиси хрома — 0,2 ч. Шрадер для закрашивания употребляет комбинации окиси меди с окисью железа, урана и кобальта для получения более темных оттенков изумруда. В тех составах, где входит окись меди, для чистоты цвета полезно часть поташа заменять селитрой, если состав С. употребляется не в сплавленном состоянии, а если в сплавленном, то небольшое ее количество примешивать к окислам, чтобы воспрепятствовать переходу окиси меди в закись. Гранаты искусственные в подражание природным делаются разных цветов; так, напр., для подражания сирийскому гранату на 1000 ч. бесцветного С. берется сурьмяного стекла 500 ч., кассиева пурпура 4 ч., окиси марганца 4 ч.; другой оттенок получается прибавлением окиси железа без сурьмяного стекла. Опал огневой получается, по Бастенеру, по следующему рецепту: белого очищенного песку — 100, сурику — 80, поташу — 40, селитры калиевой — 8 и окиси олова — 16 ч. Здесь окись олова придает сплаву полупрозрачность природного опала, каковая достигается также с успехом прибавлением белого мышьяка (не менее 10%) или костяной золы. Рубины, получаемые посредством закрашивания состава одной окисью марганца, бывают не столь блестящих цветов, как полученные со смесью окислов сурьмы, марганца и соединений золота. Для получения розового богемского рубина берется на 100 ч. белого песку 150 ч. сурика, 30 ч. поташа, 5 ч. гремучего золота, растертого со скипидаром, 5 ч. сернистой сурьмы (блеск сурьмяной) и 5 ч. перекиси марганца. Сапфир синий, восточный, получается закрашиванием бесцветного С. или чистою окисью кобальта в количестве ок. 0,08%, или смесью ее с окисью меди (ок. 2,5%); в последнем случае получается более глубокий оттенок. Топаз искусственный, хорошего оттенка, по Дуо-Виланду, получается по следующему рецепту: 1000 ч. бесцветного С., 40 ч. сурьмяного стекла и 1 ч. кассиева пурпура; также возможно подогнать окраску под топаз посредством смеси окисей марганца и железа с преобладанием окиси марганца, но это труднее. Турмалин, имеющий красновато-бурый оттенок, получается весьма подходящих цветов под природные закрашиванием окисью никеля, но при этом необходимо, чтобы свинцово-борное стекло имело натровое основание; окись никеля вводится в количестве около 0,7%. Сплавы, получаемые для С., по затвердении при медленном охлаждении подвергаются отборке по чистоте и однородности, как оптическое стекло (см.), и затем шлифованию с гранением и полировке; первое производится посредством наждака, а последнее — тонким крокусом.С. П. Петухов. ?.
Значение слова СТРАСЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое СТРАСЫ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012