Значение СТАВЛЕНАЯ ИЕРЕЙСКАЯ ГРАМОТА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое СТАВЛЕНАЯ ИЕРЕЙСКАЯ ГРАМОТА

очень древнее установление. Уже в церкви апостольской известны были так называемые представительные грамоты (см. Грамота), которые выдавались от местного епископа священнослужителям в удостоверение законности их рукоположения, с обозначением их степени и прав, им принадлежащих (апост. прав. 12 и 33). Без нее никто из клириков не мог быть принимаем в церковное общение в другой епископии. Такие грамоты существовали во времена вселенских и поместных соборов и известны были иногда под особым названием "канонических" (антиох. 8) или "правильных" (лаод. 41). Наша "Славянская Кормчая" называет их (в толковании на 33 апост. пр.) "ставильным писанием" или, что то же, С. грамотами. В грамотах, выдававшихся в африканских церквах, обозначались год и день рукоположения (для отличия младших от старших), и все это скреплялось собственноручной подписью рукополагавшего (карфаг. 100); обозначался также и тот храм, к которому определялся новопосвящаемый (IV всел., 6). В русской церкви С. грамоты вошли в употребление очень рано, но образцы их сохранились лишь от начала XVI столетия; в них обозначены: имя епископа, при котором рукоположен ставленик, церковь, к которой назначен, право литургисать, вязать и решать, запрещение самовольно переходить от церкви к церкви, год (от сотворения мира), месяц и число посвящения. Форма этих грамот, при одинаковости содержания, была различна. В период патриаршего управления С. грамоты священникам и диаконам выдавались уже печатные (следовательно, однообразные и по форме) и при патриархе Иоакиме подписывались им собственноручно; при патриархе Адриане только печаталось вверху его имя. К грамоте прикладывалась двойная печать из красного воска, на одной половине которой при патриархе Адриане изображен был образ Успения Пресвятой Богородицы, а на другой — две руки благословляющие. После учреждения св. синода, форма С. грамот осталась прежняя, с заменой лишь для священнослужителей синодальной области, имени святейшего патриарха титулом св. правительствующего синода, а печати патриаршей — печатью синодальной, с гербом Его Императорского Величества. Нынешняя форма С. грамот, выдаваемых на печатном листе за подписью епархиального архиерея и с приложением его печати, установлена св. синодом в 1738 г. В 1864 г., по представлению московского митрополита Филарета и с разрешения св. синода, сделаны изменения некоторых выражений в С. священнической грамоте.См. П. Нечаев, "Практическое руководство для священнослужителей" (изд. 6, СПб., 1895). Ср. ст. Грамота.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.