Значение слова СРЕТЕНИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

СРЕТЕНИЕ

Сретение Господне. - По закону ветхозаветному, в 40-й день порождении младенца мужск. пола первенца, мать приносила его в храмиерусалимский, чтобы принести от себя жертву своего очищения,представить младенца Богу и выкупить его, так как по закону Моисеякаждый первенец принадлежал Богу. Цена выкупа определена была в 5сиклей. Пришла в храм по этим побуждениям и Св. Дева Мария с младенцемИисусом и с двумя горлицами в жертву очищения. При входе в храм еевстретили св. Симеон, которому сказано было, что он не умрет, пока неувидит Христа Господня, и старица Анна, 84 л., обитавшая при храме. Св.Симеон взял младенца на руки и сказал: "Ныне отпущаеши меня, по глаголуТвоему, с миром, ибо очи мои видели спасение Твое, которое Ты уготовалпред лицем всех людей, свет во откровение народам и славу Израиля" (Лук.II, 22-31). праздник отнесен на 2 февраля, потому что второе февраляесть сороковой день после 25 декабря. В православной церкви этотпраздник принадлежит к числу двунадесятых Господних праздников, хотяособые песнопения и молитвы, составленные на этот праздник, чествуютболее Пресв. Деву Богородицу, а также и св. Симеона и Анну пророчицу.Словами Симеона: "свет во откровение всем людям и в славу Израиля",объясняется тот факт, что католическая церковь праздник СретенияГосподня с незапамятного времени называет Chandeleur, т. е. светильник,а также праздником Симеона. Установление праздника восходит к глубокойдревности; о нем ясно упоминают отцы III и IV веков, особенно св.Григорий Нисский (беседы на Сретение Господне). От V века церковь имеетнекоторые песнопения на день С., составленные Анатолием, патриархомконстантинопольским. Собственно торжественное празднование его началосьв церкви западной и восточной не в одно время и по разным поводам.Западные писатели приписывают установление празднества папе Геласию (496г.) или св. Григорию Великому (600 г.), или полагают, что этим путемназванные папы имели в виду уничтожить языческий праздник люперкалий,который падал на месяц февраль и в ту эпоху был везде в силе междуримлянами. В церкви восточной начало торжественного чествованияпраздника относится ко времени имп. Юстиниана. В конце 541 г. вКонстантинополя и его окрестностях появилась сильная моровая язва,продолжавшаяся три месяца. К этому бедствию скоро присоединилось новое -землетрясение в Антиохии, разрушившее много зданий и погубившее многонарода. По поводу этих бедствий в праздник С. в Константинополя былосовершено всенародное торжественное моление об избавлении от зол - ибедствия прекратились. В благодарное воспоминание о том церковьюустановлено было совершать в этот праздник перед литургией литию вмонастырях (вне обителей). В VII в. Андрей Критский, в VIII в. КузьмаМаиумский, св. Иоанн Дамаскин и Герман, патриарх константинопольский, вIX в. Иосиф Студит и другие посвятили празднику С. священные песнопения,и ныне возносимые церковью. В настоящее время праздник С. Господня спредпразднством и попразднством продолжается 9 дней, с 1 по 9 февраля,если не сократит этого срока пост. В последнем случае он празднуетсястолько дней, сколько остается до поста. Если праздник придется в первуюседмицу великого поста, то он совершается в день воскресный,предшествующий четыредесятнице. Лютер занес в свой календарь деньпринесения Иисуса Христа в храм, но в настоящее время у протестантовэтот день не празднуется. См. прот. К. Т. Никольский, "Пособие кизучению устава богослужения правосл. церкви" (5 изд., 1898); П.Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (ч. II, М., 1890);прот. Г. С. Дебольский, "Дни богослужения православной каолическойвосточной церкви" (т. 1, СПб., 1882).

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.