Значение СОР В ОБРЯДАХ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

СОР В ОБРЯДАХ

в поверьях и обрядах, играет роль таинственного талисмана. В некоторых местах Полтавской губ., начиная от вечера Богатой кутьи до нового года, выметая избу, С. не выбрасывают вон, а собирают в одно место и в новый год выносят его до восхода солнца в сад и сжигают ("Маяк", 1843, XI, 39). С переходом в новый дом или на квартиру, на прежней выметают и выбрасывают С., чтобы не оставить доли в покинутом доме, и затем горсть С. переносят в новый дом и бросают его в передний угол (Kopernicki, в "Zbi?r wiadom.", XI, 203). Выбрасывают С. до захода солнца. Употребляют С. в гаданиях: берут на "смитныку", не глядя, какую-нибудь выброшенную вещь и по ней гадают, кто будет мужем, сапожник, плотник или кто другой (Ящуржинский в "Киев. Стар.", 1888, XI, 63). В Казанской губ. девушки гадают, имея в руках горсть С. (Можаровский, "Святочные песни, игры и гадания", 102); но преимущественно употребляют у некоторых народов С. на свадьбах, на что в Малороссии намекает лишь пословица "на смитныку женывся" (Номис, "Присказки", § 8819). Чтобы понять значение этого выражения, нужно принять во внимание, что у древних индусов молодая при входе в дом мужа становилась на кучу С. (Weber, "Ind. Stud.", V, 371), а в западной Германии молодую в доме новобрачного обводят вокруг кучи С. (Wuttke, "Volksabergl", 351). Основное значение обрядового употребления С. у русского и др. индоевропейских народов достаточно объясняется следующим древним индусским свадебным обрядом и относящимся к нему изречением: на кучу С. клали камень; на него клали немного травы, и муж возводил новобрачную на камень, приговаривая: "Для тебя, жена, держу я счастливый и целебный твердый камень в лоне божественной земли" (Weber, "Ind. Stud.", V, 395). С. служил тут символом земли, и обрядовое его употребление обусловлено религиозным почитанием земли, а что такое почитание земли было некогда свойственно и русскому народу, видно из многих других малорусских обрядов и поверий, например из запорожского обычая мазать грязью лицо вновь выбранного в кошевые атаманы, из поверья, что от некоторых болезней полезно съесть немного земли, из клятвы землей и т. п.Н. С—в.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.