Значение слова СОЙОТЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое СОЙОТЫ

инородческие племена, живущие между 50 и 53° с. ш. и 59—69 в. д. по обе стороны русско-китайской границы, частью в пределах русских владений — в так называемом Усинском крае, главным образом в пределах Китая, в горной стране, образуемой хребтами Саянским, Алтайским, Эргик-Таргак-Тайга и Танну-Ола. Имя С. присвоено главным образом двум племенам — сойотам и урянхам, или урянхайцам, к югу и зап. от которых живут более малочисленный племена дархатов и сойонов. Присвоение названным племенам общей клички "С.", вероятно, явилось следствием того, что в некоторых местностях отдельные племена или колена сойотов и урянхайцев живут смешанно между собой. С. представляют, по-видимому, помесь финской расы с тюркской и говорят частью на наречии, близко подходящем к наречию самоедов, частью по-монгольски; их насчитывается приблизительно 8000 душ. Более многочисленное племя урянхов, считаясь принадлежащим к тюркской расе, говорит преимущественно на тюркском наречии. Оба племени в былое время считались подвластными одновременно России и Китаю, платя дань мехами (ясак) и тому, и другому государству (вследствие чего в просторечии получили общее название двоеданцев), но затем, сочтя это для себя невыгодным, откочевали подальше от границы, надолго оставив часть приграничных пространств совершенно незаселенными. По новейшим исследованиям (Африканова, 1890 г.), урянхайцев приблизительно 35—40 тыс. человек, но в эту цифру Африкановым, по-видимому, включены и сойоты, так как он не различает этих племен между собой, именуя их безразлично то урянхами, то С. Количество дархатов (по Потанину — омонголенных урянхов) определяется приблизительно в 7000. Урянхи называют себя "Туба" или "Тува" (по Реклю — "донва"), монголы зовут их "уранха". Есть предположение (М. Райков, "Изв. Геогр. Общ.", 1898, XXXIV), что название туба, или тува, происходит от того, что племя это прежде было в подданстве тубинцев (тува), живших в юго-восточной части Минусинского округа (по р. Тубе) и ассимилировавшихся затем с качинскими татарами. Историк Фишер называл эти племена сайанами и сайнскими татарами; минусинские татары зовут их соян'ами. С. имеют большей частью довольно правильные черты лица, тело желтовато-коричневатого цвета, более светлой окраски, чем у минусинских татар; отличаются стройностью и подвижностью; урянхи имеют тюркский тип лица. Среди этих племен можно, однако, встретить самоедские и остяцкие лица, так как страна, занимаемая ныне сойотскими племенами, была в свое время обиталищем вышеназванных племен, откочевавших впоследствии к северу. Вообще туземное население верхнего бассейна Енисея в пределах Сибири и Китая состоит из монголов, финнов и тюрков, представляющих разнообразное смешение племен, которые притом смешиваются одно с другим большинством путешественников (Африкановым, Райковым, Островских — по отношению к сойотским племенам). Инородцы эти делятся на несколько хошунов, или племен, которые в свою очередь подразделяются на сумо, или роды, ведущие свое происхождение от известной кости, или родоначальника. Родами управляют родоначальники, облеченные и административной властью. Каждая группа кочует обыкновенно в известных определенных местах, хотя бы и имея при этом общие кочевья с другими хошунами или сумо. Небольшая группа С. (около 150 душ) живет в долине р. Иркута, на западе от Байкала, и состоит в ведения тайши тункинских бурят. Как скотоводы по преимуществу, С. в большинстве являются кочевниками, переменяющими места своего жительства в разное время года, сообразуясь главным образом с изменением кормовых условий местности. Весной и осенью они держатся степных местностей, летом, когда с наступлением жаров степная трава выгорает и кроме того появляются мириады комаров, мошки и мух, они перекочевывают или на возвышенные плоскогорья, или в глубокие долины рек; на зиму они также откочевывают в горы, чтобы избежать сильных вьюг, бывающих в степях. Верховые лошади С., отличаясь выносливостью и стройностью, очень ценятся жителями русских приграничных местностей (Минусинского округа). Многие из С., кроме скотоводства или оленеводства, занимаются еще звероловством, охотой и рыболовством, для которых богатую пищу дают местные леса и обширные озера. С. некоторых хошунов обнаруживают большую ловкость в разных ремеслах, хотя орудия и снаряды у них самые первобытные; так, напр., они умеют добывать железо из недр земли и отливать из него полосы чугуна, отливать пули, чинить ружья. Хлебопашество получило некоторое распространение почти исключительно среди некоторых хошунов урянхов, которые сеют преимущественно просо и ячмень и устраивают оросительные каналы для пользования водой, сбегающей с гор. При неудобствах путей сообщения, которыми в малоприступных горных местах служат лишь узкие тропы, сообщение производится только верхом — на лошадях, быках или оленях. Жилищами С. служат юрты, большей частью устраиваемые конусообразно, из кольев, жердей и войлоков, а зимой, сверх того, и звериных шкур, и очень удобные для перевозки. Более богатые устраивают куполообразный юрты, основа которых делается из деревянных щитов или решеток, обтягиваемых войлоком. Местами юрты делаются в виде четырехугольных деревянных срубов под крышами, в которых проделываются отверстия для дыма. Инородцы, занимающиеся земледелием, имеют для склада хлеба ямы, вымазанные внутри глиной. Пищу С. составляют молоко и всякие молочные продукты, затем мясо, чай, просо и ячмень, которые не имеющими хлеба заменяются сараной, мякиром, черемшой, диким луком, марьиными и др. кореньями, варимыми на воде или на молоке. На мясо идет преимущественно баранина. Из кислого вареного молока курится вино (арак, или айрак); употребляется в пищу также барда от вина, потребляемая с овечьим молоком. Чай, который варят обыкновенно с молоком, у бедных инородцев, заменяется баданом и лиственничной корой, которые также варятся с молоком или просто в воде. Курение и нюханье табака очень распространено. Зимнюю одежду составляют нагольные или крытые бязью и далинбой шубы, заменяемые на лето разноцветными бязевыми халатами; воротник, обшлага и края шубы и халата обшиваются плисом или пушниной, а покрой их приноровлен к верховой езде. И халат, и шуба опоясываются ремнем с прикрепленными к нему принадлежностями для курения и ножом. Покрой женской одежды такой же, как у мужчин. Ламы носят халаты и шубы, покрытые материей красного, палевого или желтого цвета. Белье употребляется далеко не всеми инородцами и состоит обыкновенно из бязевой рубахи-косоворотки и коротких штанов (зимой овчинных, сшитых шерстью внутрь), которые никогда не моются и носятся бессменно до дыр. Шапки с цветными, иногда вышитыми узором тульями, летние — с полями, обшитыми плисом; зимние — с лопастями для прикрытия ушей и лба. Благодаря развитию меновой торговли с русскими, у многих женщин ношение летних шапок заменено платками русского изделия. Коса составляет необходимую принадлежность костюма урянхов и придает тем больше почета ее обладателю, чем она длиннее, вследствие чего распространено употребление искусственных кос. В домашнем обиходе С. господствует нечистота; большинство их страдает различными болезнями, от простудных и желудочных до сифилиса; оспа сильно увеличивает смертность среди них. Нравы большинства С. суровы и жестоки; воровство у большинства считается признаком удали, в особенности кража лошадей и скота, за которое виновные, в случае поимки, жестоко наказываются; однако, есть племена, преимущественно в восточной части страны (напр. тоджинцы), среди которых воровство, по-видимому, вовсе не существует. С. придерживаются частью ламаизма, частью шаманской религии; многие держатся и той, и другой. Они ведут меновую торговлю с приезжими купцами из русских, причем наиболее распространенной единицей обмена на востоке служит преимущественно белка, а на западе — овца и, как более мелкая единица, овечья шкура, или мерлушка. Сбывая продукты своего хозяйства, охоты и рыболовства, инородцы взамен получают мануфактурные товары, медные и железные изделия, сундуки, табак, стеклянную посуду, бусы, ковры тюменские, порох, свинец, даже пушнину (так как у западных скотоводов не хватает пушнины для уплаты китайцам подати). Между С. замечается резкая имущественная разница. Обеднению народа сильно способствовал феодальный порядок. Дайнан, или князек, обладает обыкновенно большими стадами скота и табунами лошадей, как и более богатые из его подданных; большинство терпит нужду и живет в экономическом рабстве у первых. Многие не имеют возможности обзавестись семьей; жилищем их служат юрты, обложенные ветвями и древесной корой, а главной пищей — орехи, коренья и лиственная кора. Богачи и князьки живут окруженные многочисленною челядью, накопляя в сундуках дорогие уборы и безделушки из сердолика, ляпис-лазури, нефрита и других ценимых ими камней и проводя время в безделье, доходящем у некоторых до того, что слуги кладут им пищу в рот. Такое резкое различие в имущественной состоятельности порождает рознь, которая среди инородцев, живущих ближе к русской границе, выражается в стремлении бедняков подчиниться русскому влиянию, тогда как богачи, князьки и ламы, опирающиеся на китайских и монгольских чиновников, предпочитают подданство Китаю.Литература. Castr?n, "Vorlesungen. Die V?lker des Alta?"; Radloff, "T?rkst?mme Sibiriens" ("Ermann's Archiv"); O. Peschel, "V?lkerkunde"; Шишмарев, "Известия Сибирского Отдела Геогр. Общ.", т. II, № 5, Попов, там же, 1874 г.; Африканов, "Изв. Вост.-Сиб. Отдела Геогр. О.", т. XXI, № 5, 1890 г.; Островских "Изв. Геогр. О.", т. XXXV, в. III, 1899 г.; Фабрициус, там же, т. XXXV, в. I, 1899 г.; Островских и Райков, там же, т. XXXIV, в. IV, 1898; А. В. Потанин: "Из путешествий по Вост. Сибири и Монголии"; Адрианов, "Записки Имп. Рус. Геогр. Общ.", т. XI.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.