или словенцы (сами себя они называют Slovenci, но в русской литературе больше известно старое книжное название С., которое, кстати, имеет отличие и от словенский = словацкий; впрочем, некоторые словисты, напр. В. И. Ламанский, рядом со "словинский" в том же значении употребляют и "словенский") — один из самых небольших славянских народов. С. живут главным образом в горной стране Штирийских Альпов и плоскогорья Карста, образуя более или менее сплошные массы главным образом в цислейтанских провинциях Австрии и отчасти в Венгрии и Италии. В Австрии С. живут в Крайне, в южной части Штирии, в юго-вост. Каринтии (Хорутании), в Герце и Градиске, в небольшой части северо-зап. Истрии; в Венгрии — в частях комитатов Саладского, Железного и Веспримского; в Италии — в Резьянской долине (Удинский округ), составляя большинство населения лишь в Крайне, Герце и Градиске. В Австрии их числится ок. 1175 тыс., в Венгрии — ок. 60000, в Италии — ок. 33000 чел. Некоторые слависты причисляют к С. еще часть обитателей так наз. Провинциальной Хорватии (в жупаниях Вараждинской, Загребской и Крижевацкой), Между-Мурья, венгерских комитатов Шомодского и Крижевского, северной Истрии и Приморья — так называемых кайкавцев, язык которых (кайкавщина) является переходною ступенью от словинского к хорватскому; но национальность их до сих пор еще вполне не выяснена (есть мнение, что они — охорваченные С.). Название С. (или словенцы), происшедшее непосредственно от племенного словене (как назывались, вероятно, еще сравнительно недавно словаки, а у нас новгородские славяне), общеупотребительно преимущественно в Штирии, Хорутании (Каринтии) и Приморье; в Крайне же, где словинский элемент населения является главенствующим, народ себя и свой язык называет "краинским" или "краньским". Вместо общего племенного названия употребляются чаще всего областные названия: кралицы, приморцы, корошцы (Koro?ko — Каринтия), штаерцы (штирийцы). Рядом с ними существует множество местных названий. В старину в употреблении было название хорутане (в латинск. форме Carantani), встречающееся еще у нашего летописца Нестора и у чешского Далимида; немцы же и до сих пор зовут С. виндами (Winden), а язык их — виндским (windische Sprache). Начало истории застает С. на гораздо большей территории: в VII—XI вв. они занимали всю Каринтию, всю Штирию, Ракусы (собств. Австрию) на правом берегу Дуная, часть Зальцбурга и Тироль; об этом свидетельствуют как письменные исторические памятники, так и встречающиеся в большом количестве в этих областях местные славянские названия. С. появляются здесь в конце VI ст., вытесненные аварами из Паннонии. На новой родине они попали в тяжелые условия, сразу же став во враждебные отношения и с двигавшимися по их следам аварами, и со своими новыми итальянскими и немецкими соседями, и даже с Византией. Уже в 595 г. они вступают в борьбу с баварским вождем в Пустертале. В середине VII ст. они примыкают на некоторое время к обширной славянской монархии Само (см.), но после ее распадения снова принуждены были вести упорную борьбу со своими соседями. Они ведут, иногда с успехом, войны с герцогами Фриульскими и Баварскими, но все-таки подчиняются сначала баварцам, затем франкам. Первым из виндских князей подчинился Борут в 750 г., а в конце того же столетия, при Карле Вел., и все хорутане должны были признать над собою власть франков. Сперва за ними еще оставалась некоторая тень самостоятельности в виде мелких туземных князьков, служивших, впрочем, только посредниками между верховною властью и покоренным народом; но вскоре эти князьки исчезают, и славянское население попадает в полное подчинение немецким герцогам и маркграфам; вместе с тем оканчивается навсегда независимое существование этих славянских земель, которые в виде княжества Хорутанского (Каринтия или Карантания) и славянской Украйны (нынешняя Крайна, часть Каринтии и часть Штирии), или Виндской Марки, входят в состав немецкой империи, а потом Австрии. Ранняя утрата политической самостоятельности и подчинение сильным соседям, а также раннее (VII—VIII вв.) принятие христианства от итальянских и немецких проповедников, с латинским богослужебным языком, поставили С. лицом к лицу с миром западноевропейским, германо-романским. Отрезанный от других славянских племен, словинский народ примкнул к этому миру, подчинился ему и воспринял его культуру. Только в конце XVIII ст. у С. начинает замечаться пробуждение национального самосознания, выразившееся в стремлении народолюбцев (патриотов) к изучению родного языка; вслед за этим, уже в настоящем столетии, начинают появляться зачатки словинской литературы (см.). Патриотические писатели сумели расшевелить и привлечь простой народ, войдя в его практические интересы. Способствовала этому большая сравнительно с другими ненемецкими народами Австрии свобода. Как искренним и надежным "австрийцам" С. разрешается иметь просветительные общества, основывать школы, иметь гимназии, издавать газеты и журналы и т. п. Периодическая печать С. (более 30 изданий) посвящена распространению полезных знаний в народ, защите его национальных и политических прав и, главным образом, заботам о более широком развитии народной речи. Словинский язык употребляется в качестве преподавательского в начальных народных школах большей части словинской земли и допущен в нескольких средних школах. В Крайне, отчасти в Штирии и Каринтии за ним признаются некоторые права и в местной администрации. Почти все С. католики; протестантов числится лишь около 15 тыс. См. В. Ф. Клун, "Словенцы, этнограф. очерк" ("Русск. беседа", 1857, III); Janez Trdina, "Zgodovina Slovenskega naroda" (Люблян., 1866); Jan. Majcigerin M. Puter?nik, "Slovanstvo. Prvni del Slovenci. Zalo?ila in na svitlo dala Matica Slovenska" (без года, с картой); J. ?uman, "Die Slowenen" (Вена, 1881; "Die V?lker Oesterreich-Ungaras", X т.).Ир. П.
Значение слова СЛОВИНЦЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое СЛОВИНЦЫ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012