или "крено име" — исключительно сербский праздник; его не имеют ни болгары, ни хорваты. Праздник С. существовал еще в то время, когда у сербов-язычников каждый род имел своего родового или племенного бога. Когда сербы принимали христианство, то в день своего крещения каждый род избирал себе между христианскими святыми защитника и покровителя и славил его, как прежнего своего языческого бога, под именем "крено име, слава, свети, свето". Обычай этот сохранился у сербов и до настоящего времени, но многие роды оставили прежних своих покровителей и избрали новых. Так, напр., есть некоторые села, которые славят Александра Невского за то, что 30 августа в XVIII в. разбили турок у Васоевичей. Выражение "угасиму се свеча", т. е. потухла свеча, которую зажигают во время С., — самое горькое для серба: оно означает, что у говорящего нет сыновей, которые бы могли продолжать С. своего отца. Праздник С. заменяет для сербов дни рождения и именин. Не только отдельные роды, но и села имеют каждое свою С. Это — празднование тех дней, когда Господь показал свою особенную милость известному месту и избавил его от какого-нибудь несчастия. В этом случае "С." еще называется "Преславе" и "Заветине" (от слова завещать). Имеют "С." и храмы; это — тот святой, в память которого выстроен храм. Празднование С. для серба обязательно; даже тяжкое горе, случившееся в день "С.", не прерывает торжества. Накануне С. приглашается в дом священник для освящения воды. После этого один из членов семьи идет приглашать гостей. Когда гости собрались, между ними избирается "долибаша" — председатель ужина, который должен знать много специальных здравиц. В самый день С. хозяин несет калач, свечу и коливо в церковь, или освящение колива и хлеба совершается на дому. Не прийти приглашенному на праздничный обед значит обидеть хозяина. Обед этот сопровождается здравицами, которые традиционно переходят от отцов к детям и произносятся по раз заведенному порядку. Празднуется "С." не менее трех дней. См. П. Кудаковский, "Праздник "Слава" у сербов" ("Русский вестн.", 1883, № 9); M. П. Чельцов, "Церковь Королевства Сербского со времени приобретения автокефальности" (СПб., 1899, стр. 270—273).
Значение слова СЛАВА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое СЛАВА
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012