Значение слова СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ

Секуляризация. - В средние века лат. слово "Saeculum" (век) получилозначение мира и мирской жизни, в противоположность церкви и духовнымпредметам. Отсюда saecularis - мирской, светский и т. п. Словом С.каноническое право стало обозначать переход лица или вещи из духовногосостояния владетеля в светское, если только лишение духовного сана небыло наказанием (деградацией). С. вещи состояла в утрате ею всех свойствцерковного имущества и переход в светские руки. По каноническому правутакая С. могла совершаться только с согласия церковных властей; но насамом деле наиболее важные случаи С. именно те, при которых онапроизводилась вопреки воли церкви (часто бывали и случаи вынужденногосогласия, когда церкви и монастыри уступали сильным соседям отдельныеугодья, десятину и другие доходы). Наиболее широкие размеры принимала С.в тех случаях, когда ее производили государи. В VIII в. на Западебольшое количество духовных земель было отобрано и роздано светскимлицам Карлом Мартеллом, так что по этому вопросу понадобилось особоезаконодательство. В данном случае С. была вызвана потребностьюгосударства в землях, которые оно могло бы раздавать за службу. Другойподобный случай был при имп. Генрих II. В конце средних веков противцерковного и монастырского землевладения стала раздаваться проповедьлучших представителей самого духовенства (напр. Гуса), которые вбогатствах клира и монастырей видели главную причину порчи церкви. В этуэпоху церковное землевладение достигло наибольших размеров; в Англии,напр., около половины всей земли принадлежала епископам, капитулам имонастырям (одним монастырям - около трети всей почвы). В Германии,кроме того, была масса духовных княжеств, напр. владения духовныхкурфюрстов или арх. зальцбургского, бременского и т. д. Религиознаяреформация сопровождалась С. в очень широких размерах. Первый примерподали еще в XV в. гуситы, но главным образом С. совершилась в XVI в.Государи, приминавшие протестантизм, обыкновенно секуляризировалицерковную и монастырскую собственность, при чем, в большинстве случаев,делились ею с дворянством. Ранее всего в эту эпоху С. была совершена вГермании. К секуляризации стремились рыцари, восставшие вскоре посленачала проповеди Лютера. По совету последнего, князья, принявшиереформу, отобрали в казну все церковный земли, для содержания новогодуховенства, школ, благотворительных учреждений; но в большинствеслучаев князья пользовались доходами с С. имений для других целей илираздавали их своим приближенным. С. подвергались и духовные владения.Первым духовным князем, сложившим с себя свой сан и превратившим своевладение в светское герцогство, был в 1525 г. гроссмейстер тевтонскогоордена, Альбрехт Бранденбургский (секуляризация Пруссии). В эпохуаугсбургского религиозного мира было постановлено (reservatumecclesiasticum), чтобы духовные лица, принимающие протестантизм, неимели права на С. своих земель. Впрочем, это правило плохо соблюдалось,и из-за его нарушения происходили постоянные распри между католиками. ипротестантами. По вестфальскому миру 1648 г. в Германии подверглись С.некоторые епископства (Магдебург, Гальберштадт, Бремен, Миндея, и др.).В том же XVI веке С. была произведена и в других государствах, как то вШвейцарии, Дании, Швеции, Англии, Шотландии и т. п. Даже в Польше, гдеудержался католицизм, протестантская шляхта овладевала участками земли,приписанными к приходским церквам, и церковной десятиной. В Англии С.распространилась только на монастырскую собственность, епископы,капитулы и деканы, наоборот, получили даже прибавку к своим прежнимземлям. Генрих VIII, начавший реформацию в Англии, роздал многоотобранных у монастырей земель своим любимцам, приближенным и другимлицам. Когда дочь его Мария задумала возвратить церкви конфискованныйземли, то новые владельцы объявили, что у них есть мечи для защиты своихправ (в Шотландии всеми духовными имениями завладело дворянство). ПриЭдуарде VI и Елизавете завершилась раздача дворянству секуляризованныхземель. В эпоху первой английской революции, когда в Англии отмененабыла, временно, епископальная церковь предпринята была С. и тойцерковной собственности, которая не была тронута реформацией" Церковныеимения решено было распродать, но раскупалась они плохо, потому что небыло доверия к прочности владения. Реставрация 1660 г. возвратила церквиее прежнее положение в государстве и ее имения. Католическая реакциядоложила предел процессу С., но он возобновился в XVIII в. Просвещенныйабсолютизм второй половины XVIII века был неблагоприятен духовномуземлевладению. Уничтожение ордена иезуитов сопровождалось конфискациейвсех его имуществ. Иосиф II в Австрии упразднил множество монастырей,обратив их имущества на государственные нужды. Новый период С. вкатолических странах начался с французской революцией. Учредительноесобрание в 1789 г. объявило церковные земли собственностью нации ирешило их продать для уплаты государственных долгов. Эту мерурекомендовали еще некоторые писатели: XVIII в., "для блага и пользыгосударства". Где. во время революции утверждалась власть французов илипод их влиянием происходили политические перевороты, там обыкновенносовершалась. То же продолжалось и при Наполеоне I. В начале XIX в. вГермании были секуляризованы все духовные княжества, которых оставалосьеще очень много. С. 1803 г. была средством вознаграждения немецкихкнязей, потерявших владения на левом берегу Рейна. В силу этой С.перестали существовать, как политические единицы, 23 епископства иаббатства (Бриксен, Триент, Зальцбург, Эйхштэтт, Вюрцбург, Бамберг,Фрейзинг, Ayrсбург, Пассау, Гидьдесгейм, Падерборн, Оснабрюк, Любек,Фульда, Кровей, Констанц, Шпейер, Базель, Страсбург, Майнц, Вормс, Трири Кельн) и множество меньших имений катол. церкви. В более близкое к намвремя С. совершена в Испании и Италии. В известном смысле С.представляет собою и превращение в светское владение бывшей Церковнойобласти. В эпоху франц. революции Рим был объявлен республикой, приНаполеоне I присоединен к французской империи; во время революции 1848г. он опять на время сделался республикой. Последняя С. Папской областисовершилась в два приема - в 1860 г. (Ромавья) и в 1870 г., когдаокончательно пала светская власть папы. С. эпох реформационной иреволюционной эпох влекла за собою важные политические и экономическиеследствия. В XVI в. она временно усилила власть правительств, дав имбольшие материальные средства, и в то же время создала из новыхвладельцев, получавших или покупавших бывшие духовные земли, классревностных защитников новых церковных или государственных порядков. Вэпоху реформации приобретателями секуляризованных земель былипреимущественно дворяне, в эпоху революции - отчасти буржуазия, отчастикрестьяне. Нередко при этом изменялся самый характер собственности,вследствие дробления крупных поместий на мелкие участки. С другойстороны, новые владельцы меняли в своих землях систему хозяйства. ВАнглии, напр., в XVI в. новые владельцы стали изменять способыпользования землей крестьянами к невыгоде последних (между прочим -заменяли пашню лугом), что вызвало ряд народных волнений. Важноеэкономическое значение С. оценено наукой лишь в сравнительно недавнеевремя, да и до сих пор история С. остается мало исследованной. Всовременной исторической науке термин С. получил и другое значение.Средневековая культура отличалась своим церковным характером, тогда каккультура нового времени имеет существенно светский характер. Следя заизменениями, совершившимися в миросозерцании и настроении общества,историки стали говорить о С. философии и науки, литературы и искусства,права и государства и вообще всей жизни. Под этим разумеетсяосвобождение от церковной опеки в умственной и общественнойдеятельности, обращение в художественном творчестве к светским сюжетам,подчинение жизни требованиям инстинктов человеческой природы, признаниезаконными радостей земного существования и т. п. (в отличие оттеократиям, теологического догматизма и аскетизма). Первым культурнымдвижением с таким характером был гуманизм. Религиозная реформация XVI в.и католическая реакция задержали процесс С. культуры, а "просвещение"XVIII в. было как бы новой С. мысли и жизни. Главным врагом С. в этомсмысле является клерикализм. В отдельных случаях С. жизни шла подспециальными лозунгами, в роде реабилитации плоти (у сен-симонистов),лаицизации образования (французские школьные законы семидесятых ивосьмидесятых гг. и т. п. ), но в сущности все это лишь отдельные видыС., которая, притом, может иметь весьма различные степени. Н. Карпев.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.