Первоначально русские вооруженные силы состояли из собственных княжеских дружин и земского ополчения. Дружины располагались в стольном и областных городах и были вполне обеспечены княжеским содержанием; земские ополчения созывались в случае народной войны и по окончании ее распускались. Начальство над теми и другими вверялось воеводам, под которыми стояли тысяцкие, сотники и десятники. До Святослава Игоревича русские не имели собственной конницы и нанимали ее у хорватов, угров и печенегов. Как этот князь, так и Владимир Святославич в походах на камских болгар и под Корсунь (988 г.) перевозили пехоту водой, на ладьях, а конницу отправляли берегом; на днепровских порогах суда переносили на руках и затем снова спускали на воду. С утверждением на Руси христианства варяжские дружины постепенно заменялись туземными войсками, дворянами, из отроков и мечников. Каждый город также имел своих ратных людей. Народное ополчение по-прежнему созывалось только в важных случаях. Походы совершались большей частью зимой, чтобы не отвлекать ратников от сельских занятий; оружие выдавалось перед самым походом, а по окончании оно отбиралось и хранилось у князя. Войска делились на копейщиков и стрельцов; в поле они ограждали себя плетнями и кольями (так наз. острогом), а в походе двигались, имея впереди авангард, стражу. При осаде городов старались прервать их сообщения, для чего и располагали вокруг свои остроги. Стены городов пробивали пороком (стенобитное орудие), а рвы засыпали землей, по которой и восходили на стены. Времена татарского ига весьма существенно отразились на устройстве нашей рати. Кроме полков правой и левой руки, явились полки большой, сторожевой и засадный; конница начала составлять преобладающую часть войска, переняв от татар и образ действий, т. е. выбрасывая на скаку массу стрел и копий; пехота употреблялась для защиты городов и острогов, удерживая натиск неприятеля. Появление у нас огнестрельного оружия относят ко времени Димитрия Донского; но впервые упоминается о ружьях и пушках только при нашествии Тохтамыша на Москву (1382). Пушки получались тогда из Германии, через Новгород. При Иоанне III появляются на Руси поместные войска (см.). Совершенно отдельно стояли пешие и конные даточные (см.); при Иоанне Грозном их было собрано до 80 тыс. В его же царствование приобретают выдающееся значение стрельцы (см.). Третий вид войск того времени представляли казаки — донские, яицкие, терские. Даточные люди поставлялись в армию по ратной повинности. До Петра I она заключалась в назначении на службу даточных, вооруженных, снаряженных и снабженных запасами для их довольствия и деньгами. С кого брать даточных людей и в каком числе — определялось Разрядным приказом. "Городовое и острожное дело" было общеобязательной воинской повинностью, от которой никто не освобождался. Участие в ней населения выражалось; 1) поставкой материалов для постройки укрепленных пунктов; 2) нарядом рабочих от земли; 3) обороной городов и укрепленных пунктов своего уезда. Все исполнительные по этому предмету распоряжения были в руках воевод. Все вообще войско по-прежнему делилось на 5 частей или полков. Заведены были гуляй-города (см.). Образ ведения войны был вообще наступательный, чтобы "не дать недругу войти в своя города, чтоб его встретить в его земле". При Иоанне III устроена в Москве пушечная изба (см.); с тех пор артиллерийское дело начало быстро развиваться. При Иоанне Грозном оборона "городков" была возложена главным образом на артиллерию; с 1522 г. полевая армия маневрировала уже всегда с артиллериею. "Городовое и острожное дело" ввиду особенного внимания правительства к обороне границ рано достигло относительно высокой степени развития. Довольствие войск в мирное и военное время обеспечивалось главным образом запасами натурой; но вследствие случайности и неопределенности законодательных мер по этому предмету происходило множество злоупотреблений, и армия нередко оставалась без хлеба и без денег. К концу XVII стол. стали вводиться у нас войска иноземного строя, представлявшие переходную ступень к регулярной армии и значительно увеличенные в конце царствования Алекся Михайловича.
Значение РАТНОЕ ДЕЛО В РОССИИ В ДОПЕТРОВСКИЕ ВРЕМЕНА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое РАТНОЕ ДЕЛО В РОССИИ В ДОПЕТРОВСКИЕ ВРЕМЕНА
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012