(Екатерина, маркиза Rambouillet, урожденная de Vivonne, 1588—1665) — хозяйка знаменитого парижского салона. Итальянка по матери, дочь франц. посланника в Риме, она получила прекрасное образование, рано заинтересовалась литературой, привыкла к более утонченной и культурной жизни. Выйдя замуж за маркиза Р. и поселясь в Париже, она нашла парижское общество грубым и неразвитым, вскоре перестала бывать при дворе и решила сделать свой дом сборным пунктом хорошо воспитанных, остроумных людей. Ряд уютных, располагавших к беседе гостиных (особенно славился Salon bleu, видевший в своих стенах множество замечательных людей) заменил в доме маркизы обширные залы других аристократических дворцов. Перестройка "отеля Р." относится к 1618 г., но и раньше маркиза принимала у себя литераторов, ученых и любителей просвещения. Самая цветущая пора салона — с 1624 по 1648 г. Смерть постоянного посетителя салона, остроумного Вуатюра, замужество дочери маркизы и тревожные события времен Фронды лишили салон прежнего блеска и оживления. В разное время в отеле Р. появлялись Малерб, Ракан, Конрар, Бальзак, Шапелэн, Ларошфуко, г-жа Севинье, г-жа Лафайетт, Скюдери, Корнель, Ротру, Боссюэт и др. В салоне беседовали о литературных новинках (когда появился "Сид", посетители салона отстаивали его против нападок Академии), упражнялись в импровизации мадригалов и сонетов, слушали чтение новых произведений, вели живой и остроумный разговор, наконец, просто развлекались и веселились. Маркиза Р. была душой этого тесного кружка и пользовалась общим расположением; ее прославляли в стихах под именем Arth?nice (анаграмма Catherine), Roselinde, Sestiane и т. д. В честь ее дочери, остроумной и красивой Julie, вышедшей замуж за герцога Монтозье, был составлен по инициативе ее жениха роскошный сборник "Guirlande de Julie" (1641) с 29 рисунками, изображавшими различные цветы, и 62 мадригалами, написанными 19-ю посетителями салона. Пример маркизы Р. нашел подражателей; в Париже и провинции появились салоны, копировавшие Salon bleu; в них вскоре возобладала та приторность и манерность языка и обращения ("pr?ciosit?"), которую осмеял Мольер в "Pr?cieuses ridicules". При оценке значения отеля Р. историки литературы расходятся во взглядах; одни приписывают ему важную роль в истории французской культуры, другие приравнивают салон маркизы к тем сборищам "pr?cieuses", которые осмеял Мольер. Во всяком случае Salon bleu содействовал смягчению нравов, сближению представителей враждебных партий между собой, придворных — с литераторами и учеными, помог объединению писателей, развитию в придворных кругах вкуса к изящной словесности и очищению языка от варваризмов, наконец, поднял значение женщины в обществе. Ср. Roederer, "M?moire pour servir ? l'histoire de la soci?t? polie en France" (П., 1833); Ch. Livet, "Pr?cieux et pr?cieuses" (П., 1870); Lotheissen, "Geschichte der franz?sischen Litteratur im XVII Jahrhundert" (т. I, В., 1877); Paul Lacroix, "Le XVII si?cle" (П., 1882); Adr. Dupuy, "Histoire de la litt?rature fran?aise au XVII si?cle" (П., 1892).Ю. Веселовский.
Значение слова РАМБУЛЬЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое РАМБУЛЬЕ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012