Значение слова ПРОКОПИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ПРОКОПИЙ

Прокопий (ProkopioV) - важнейший историк ранней византийской эпохи;родился в исходе V в., в палестинской Кесарии. Получив отличноериторическое и юридическое образование, он переселился в столицу и занял(527) место секретаря и юрисконсульта при Велисарии, которогосопровождал в 533 г. в походе против вандалов. В 536 г. П. сопутствовалВелисарию в походе в Италию, против готов, а затем на Восток, противперсов. Год смерти П. неизвестен; вероятно, он скончался в шестидесятыхгодах VI в. Этим почти исчерпываются скудные биографические сведения оП. Из сочинений его важнее всего состоящая из 2 неравных частей"История" (Istorikon), в 8 книгах, более известная под названием"Истории войн". События изложены здесь не в хронологическом порядке, апо странам, как у Аппиана: в первых 2 книгах рассказаны войны с персами,в 3 и 4 - войны с вандалами, в 5, 6 и 7 - с готами. Эта часть "Историй"появилась около 550 - 551 гг. 8-я книга, изданная автором после 554 г.,является как бы приложением к первым 7 книгам и посвящена общемуобозрению событий до этого года. П. далеко выходит за рамки военнойистории; его труд является драгоценнейшим памятником эпохи ЮстинианаВел. Ошибочно считали раньше "Историкон" обширной биографией Велисаpия;если фигура полководца и занимает центральное положение в рассказе, тоэто объясняется выдающимися его заслугами и громадной популярностью.Очень интересны, хотя и не всегда свободны от преувеличений,разоблачения различных сторон придворной жизни и политики того времени,приводимые в составленной около 550 г., но изданной после смерти П.,едкосатирической "Тайной истории" (Historia arcana; это названиеукоренилось в последнее время; в словаре Свиды она названа Anekdota). Вэтом сочинении П. рисует в чрезвычайно мрачных красках деспотизмЮстиниана и развращенность Феодоры; достается также Велисаpию и егожене. Эти яростные нападения производят странное впечатление, присравнении со сдержанным тоном "Историй". Может быть, это - тайныемемуары П., в которых он давал выход чувству негодования, долгоскрывавшемуся, по понятным причинам, под маской лести и восхвалений. Современи первого издания "Anecdota" (Alemannus, 1623 г.) до последнеговремени в ученой литературе не прекращался спор о достоверностисодержания этого трактата и об авторских правах П. Так как в этом спореприняли участие католические патеры и их противники протестанты, а потомк нему присоединились и юристы, то спор принял тенденциозный характер.Паписты отстаивали достоверность "Anecdota", из нерасположения к однойиз крупнейших фигур православного Востока; протестанты оппонировали импод давлением реформационной борьбы; юристы, из преклонения передзаконодательным и политическим гением Юстиниана, с негодованиемотвергали резкие и часто грязные разоблачения. Аlеmannus, Монтескье,Гиббон, Тейфель стояли за подлинность "Анекдот" и достоверностьприводимых там фактов. К этому направлению примкнул лучший исследовательП., Дан. В своей обширной монографии о П., основанной на детальномизучении фактов и сравнительной критике всех приписываемых П. сочинений,а также служившего ему образцом Фукидида, Дан приходит к выводу, что нифакты, несмотря на видимый контраст, ни язык в "Анекдотах" и"Историконе" не расходятся. Преувеличения "Анекдот" объясняются, по егомнению, страстным характером историка (так думал и Гиббон). Менее удачнапопытка Л. Ранке рассматривать "Anecdota" как компиляцию, в которойнекоторые части принадлежали самому П., а другие заимствованы из появившегося после смерти Юстиниана Вел. памфлета, выражавшего взглядыпробудившейся реакции против закончившегося царствования, причемкомпилятор намеренно прикрылся громким именем историка. К Ранке примкнуланглийский историк Бэри (Bury); гипотезу эту опровергнул Haury. Ещедальше Ранке пошел А. Димитриу, совершенно отрицающий авторские права П.Памфлет, по его мнению, составлен из 2 самостоятельных частей; перваячасть, направленная против Велисария, возникла в 548 г. под влияниемНарзеса; вторая, направленная против Юстиниана и его жены Феодоры,написана в 559 г. и только внешним образом соединена с первой. В самоепоследнее время Б. Панченко снова пересмотрел историю вопроса и пришел квыводам, подтверждающим тонкий анализ Дана. Третье сочинение П., "Опостройках Юстиниана" (Peri ctismatwn), отличается льстивым тоном ипреувеличенными похвалами по адресу императора. Это - прототипвизантийского панегирика, так пышно распустившегося при дворе Комнинов иПалеологов. Можно предположить, что историк хотел смягчить этимсочинением неудовольствие двора на его "Историю войн", где подсдержанной фразой часто плохо скрывается едкая ирония. При всей своейриторичности, трактат о постройках является, однако, важным памятником,благодаря обилию заключающегося в нем материала по географии, этнографиии государственному хозяйству Византии VI в. Громадный литературныйталант, обширная эрудиция, знакомство с военным бытом, географией иэтнографией, близость ко двору и к театру изображаемых событий,объективность изложения - все это ставит П. на высшее место всредневековой историографии. На нем лежит печать перехода от языческойдревности к христианскому средневековью. По языку, исторической технике,критическим приемам, литературным вкусам и мировоззрению П., подобнобольшинству современных ему византийских писателей, стоит еще на почвеклассической традиции. С любовью подражая Геродоту, а особенно Фукидиду,он заимствует у последнего слова, выражения; погоня за блестящей фразойчасто наносит ущерб сущности рассказа. В VI в. древнегреческий язык ещене был мертвым; это значительно повлияло на ясность и красоту стиля П.Только путаница в употреблении союзов и наклонений свидетельствует онаступлении нового периода в языке. Вместе со словами и выражениями П.заимствует у своих античных образцов также и идеи, напр., идею судьбы(tuch), которая, сталкиваясь с христианским теизмом, не вызывает уавтора никаких душевных коллизий. В лице П. соединился античный эллин сосредневековым верующим христианином. Издания. "Тайную ист." издали N. Alemannus (1623), и Eichelius(1654), Orelli (1827), Isambert (1856; некритич.). Полное собрание соч.П. в парижском собрании виз. авт. сделал иезуит Maltretus (1662 - 63;неудовлетворит.). Это издание повторено в Венеции (1729). В боннскоесобрание (Corpus) виз. писателей вошло изд. G. Dindorf'a (1833-38).Критическое издание "Готской войны" с итал. переводом выпускает в РимеD. Сатраretti (1 т. вышел в 1895 г.). Полного критического издания ещенет, но его готовит I. Haury для книгоиздательства Тейбнера в Лейпциге.Из массы латинских, итальянских, немецких, французских и английскихпереводов выдаются, кроме указанного перев. Кампаретти, более раннийитал. перевод Rossi и Compagnoni (в "Collana degli antichi scrittorigreci volgarizzati", Милан, 1828 - 30), франц. перев. "Готской войны" G.Paradin (1578), "Вандальской и готской войн" - Sieur de Genille (1587),"Перс. и ванд. войн" - L. de Mauger (1669 - 70), "Anecdota" в изд.Изамбера, немецкий перев. "Войн" Fr. Kannenngiesser'a (1827 - З1) и"Анекдот" - I. P. Reinhard'a (1753), прекрасный русский перевод "Историивойн с персами" Спир. Дестуниса, изданный в 1862 г. Г. Дестунисом ивышедший вторым изд., с отличным комментарием Г. Дестуниса, в 1862 и1880 г. Русский перев. "Вандальской войны" ограничился только первойкнигой (СПб., 1891). Литература о П. тщательно собрана у К. Krumbacher'a ("Geschicte derbyzant. Litteratur", 2 изд., Мюнхен, 1897). Особенно важны: W. S.Teuffel, "Studien und Charakteristiken" (Лпц., 1871, 2 изд., 1889); F.Dahn, "Procopius von Caesarea" (Б., 1865, важнейшее пособие); L. v.Ranke, "Weltgeschichte" (IV, 2, "Analecta"); Debidour, "L'emperatriceTheodora" (1885); Mallet, "The empress Theodora" ("The englisch hist.review", 2, 1887); Bury, "A history of the later Roman empire" (I,1889);I. Haury, "Procopiana" (Ayгсб., 1891); H. Braun, "Procopius Caes.quatenus imitatus sit Thucididem" (Эрланген, 1885); В. Г.Васильевский,"Обозрение трудов по визант. истории" ("Ж. М. Н. Пр.",1887). О "Тайной истории" см. также статьи А. Димитриу (в "ЛетописиИстор. Фил. Общ. при Имп. Новорос. Унив" за 1891, визант. отд.) и Б.Панченка ("Визант. Временник", 2, 1895). А. Готлиб. Пpoкpyст (ProkrousthV), иначе Дамаст или Полипемон - мифическийгреческий разбойник, живший в Элевзине. Он укладывал заходивших к немугостей на кровать; при этом, если кровать была коротка, то он обрубалноги несчастным, если же ноги были коротки, он их вытягивал. П. был убитТезеем.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.