Значение слова ПРЕДОПPEДЕЛEНИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ПРЕДОПPEДЕЛEНИЕ

Предопpeделeние (praedeterminatio) - один из труднейших пунктоврелигиозной философии, связанный с вопросом о божественных свойствах, оприроде и происхождении зла и об отношении благодати к свободе. Существанравственносвободные могут сознательно предпочитать зло добру; идействительно, упорное и нераскаянное пребывание многих во зле естьнесомненный факт. Но так как все существующее, с точки зрениямонотеистической религии, окончательным образом зависит от всемогущейволи всеведущего Божества, то значит упорство во зле и происходящаяотсюда гибель этих существ есть произведение той же божественной воли,предопределяющей одних к добру и спасению, других - ко злу и гибели. Этозаключение не представляет особенной трудности для такой религии,которая - как (позднейший) ислам - видит в Божестве исключительно или покрайней мере преимущественно беспредельную силу или абсолютный произвол,требующий только безотчетной покорности; но так как в христианской идееБожества выдвигается на первое место сторона внутренней разумности илисмысла (Логос) и любви, то П. ко злу со стороны Божества оказываетсяздесь немыслимым. Некоторые отдельно взятые места у ап. Павла (Римл. IX.11 след.) как будто выражают такой взгляд; но в контексте эти выражениядопускают другое толкование, которого и держались все христианскиеписатели до начала V в., когда идея абсолютного П. впервые появляется ублаж. Августина как реакция против пелагианства, дававшего человеческойсвободе такое широкое значение, при котором не оставалось места нетолько действию, но и предвидению со стороны Божества. Сам Августинсопровождал, впрочем, свое учение о П. различными смягчительнымиоговорками; но после его смерти вопрос обострился вследствие возникшегов монастырях южной Галлии спора о пределах человеческой свободы междуревностными учениками Августина и некоторыми последователями восточногоаскетизма, которые, с добрым намерением отстаивая значение нравственнойсвободы, неосторожно признавали за нею первый шаг в деле спасения. Видяв этом принципиальную уступку пелагианству, ученики Августина с большеюрезкостью и определенностью, чем он сам, стали выдвигать характерныепункты его учения, между прочим и абсолютное П. Для разрешения этихспоров было точнее определено на нескольких поместных соборахправославное учение, сущность которого сводится к следующему: Бог хочетвсем спастись, а потому абсолютного П. или П. к нравственному злу несуществует: но истинное и окончательное спасение не может бытьнасильственным и внешним. а потому действие благости и премудростиБожией для спасения человека употребляет с этой целью все средства, заисключением тех, которыми упразднялась бы нравственная свобода;следовательно, разумные существа, сознательно отвергающие всякую помощьблагодати для своего спасения, не могут быть спасены и по всеведениюБожию предопределены к исключению из царства Божия или к погибели. П.относится, след., лишь к необходимым последствиям зла, а не к самомузлу, которое есть лишь сопротивление свободной воли действию спасающейблагодати. Вопрос решен, таким образом, догматически, философское же егоразъяснение доселе составляет одну из важнейших задач христианской мыслии пока еще не привело к положительным результатам. Впрочем, и набогословской почве вопрос был поднимаем снова, в особенности в IX в.,немецким монахом Готшальком, и в XVI в., швейцарским реформаторомКальвином, который без всяких смягчений возобновил теорию абсолютного П.(ко злу). К тому же тяготели и янсенисты, примыкавшие к Августину черезФому Аквинского, тогда как их противники, Иезуиты, подвергались упреку всеми-пелагианстве. Вл. С.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.