(Nicolas Pradon, 1630 или 1632—1698) — французский писатель. В истории французской словесности XVII в. П. принадлежит столь же отрицательная роль, как Палиссо (см.) в XVIII ст., с той разницей, что последний был гораздо талантливее. П. принадлежал к группе ярых противников Буало, вроде Котэна, Бурса, Боннкорса и др., которые, негодуя на сатирика за нападки на современные ему литературные авторитеты, обрушились на него с целым рядом полемических сочинений. Три из этих сочинений принадлежат П. — "Nouvelles remarques sur les ouvrages du sieur D***", "Le triomphe de Pradon" (1686), "Le satyrique fran?ais expirant"(1689); все они переполнены враждебными выходками, даже ругательствами по адресу Буало. По отношению к Расину П. также сыграл отрицательную роль; когда в 1677 г. должна была впервые идти на сцене "Федра", партия врагов и завистников Расина, руководимая герцогиней Бульонской, ее братом герцогом Невером, г-жей Дезульер и др., решила провалить пьесу и нашла союзника в лице П. Каким-то путем удалось разузнать некоторые подробности относительно плана и содержания трагедии, которую писал тогда Расин, и П. было поручено как можно скорее написать пьесу на ту же тему, чтобы получить возможность обвинить Расина в плагиате. Этот замысел потерпел фиаско, но интриг, подсаживания в ложи нарочно нанятых лиц и т. д., устроено было так много, что "Федра" Расина прошла на первых представлениях без успеха, а слабая трагедия П. "Ph?dre et Hippolyte" вызвала шумные рукоплескания на сцене театра Gu?n?gaud. Трагедии Прадона редко поднимаются выше посредственности; они вызвали в свое время целый ряд эпиграмм (Расина, Ж.-Б. Руссо и др.), осмеивавших их педантизм, невежественность, отсутствие художественного вкуса, непонимание классической древности. Иногда тон этих эпиграмм, быть может, слишком уж беспощаден; в тех редких случаях, когда П., вместо того, чтобы соперничать с Расином, пробовал писать трагедии в духе Корнеля, создавая героическия личности (напр., "R?gulus"), он все же достигал известных результатов, так что иные сцены производят впечатление и теперь. Он написал всего 11 трагедий, из которых были напечатаны семь: "Pyrame et Thisb?" (1674), "Tamerlan ou la mort de Bajazet" (1676), "Ph?dre et Hippolyte" (1677), "La Troade" (1679), "Statira" (1679), "R?gulus" (1688), "Scipion l'Africain" (1697). Другие сочинения его — небольшие стихотворения в легком жанре и направленная против Расина комедия "Le jugement d'Apollon sur la Ph?dre des anciens". Cp. Deltour, "Les ennemis de Racine au XVII si?cle" (П., 1892, 5 изд.); Petit de Juleville, "Histoire de la langue et de la litt?rature fran?aise" (т. 5, вып. 36); Ferd. Lotheissen, "Geschichte der franz?sischen Literatur im XVII Jahrhundert" (B., 1884, т. IV); Adrien Dupuy, "Histoire de la litt?rature fran?aise au XVII si?cle" (П., 1892). К русскому переводу "Федры" Расина, Л. И. Поливанова (Москва" 1895), приложена заметка о "Федре и Ипполите" П.Ю. Веселовский.
Значение слова ПРАДОН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ПРАДОН
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012