(Антоний) — один из наиболее видных деятелей католической реакции (1534—1611). Родился в Мантуе, учился в Риме; поступил в орден иезуитов. Участвовал в преследовании савойских вальденцев в 1560 и 1561 гг., потом был отправлен во Францию, где боролся с кальвинистами, проповедью и изданием сочинений полемического характера; был ректором Иезуитской коллегии в Авиньоне. Возвратясь в Рим, был назначен секретарем генерала ордена иезуитов. Вследствие просьбы шведского короля Иоанна, склонявшегося к католицизму, о присылке в Стокгольм ученого богослова, Григорий XIII отправил к нему, в 1577 г., П. Чтобы не возбуждать подозрений у протестантского населения, П. явился в Швецию одетым в светское платье. Ему вскоре удалось окончательно обратить Иоанна III в католичество (1578). Ответ на разные сомнения короля по поводу некоторых религиозных вопросов П. напечатал под заглавием: "Responsiones ad nobilissimi et regii viri septentrionalis interrogationes, qui de salutis seternae comparandae ratione ac de vera Ecclesia capiebat institui". Зная, что нельзя будет приступить к восстановлению католицизма без предварительных уступок по некоторым вопросам церковной обрядности, Иоанн передал П. список тех 12 пунктов, по которым он находил необходимым исходатайствовать диспенсацию со стороны Рима для шведской церкви. В 1578 г. П. отправился в Рим, чтобы добиться скорейшего ответа на это требование. Собранная папой комиссия не нашла возможными удовлетворить пять важнейших пунктов, и П. был отправлен обратно в Швецию, с назначением его нунцием к Иоанну III и апостольским викарием для Москвы, Ливонии, Руси, Венгрии, Померании и Саксонии. На возвратном пути из Рима П. посетил баварского герцога Альбрехта, императора Рудольфа II и короля Стефана Батория, исполняя разные дипломатические и церковные поручения папы, и позаботился об устройстве для щведов отделений при католических коллегиях в Ольмюце и Браунсберге. В 1579 г. он прибыл в Швецию, на этот раз в платье своего ордена. Отказ Рима дозволить мирянам принимать причастие под обоими видами, а священникам — вступать в брак и совершать богослужение на народном языке, охладил, однако, короля к плану воссоединения шведской церкви с католической. После бесплодных усилий убедить короля произвести переворот, Поссевин покинул Стокгольм (1580). Посольство Иоанна Грозного к Григорию XIII, с просьбой быть посредником между Москвой и Стефаном Баторием, навело папу на мысль воспользоваться этим случаем, чтобы, примирив воюющие стороны, привлечь их к образованию лиги против турок и, сверх того, попытаться обратить Россию в католичество. Для выполнения такой миссии папа избрал П., и в 1581 г. он выехал из Рима вместе с русскими послами. Ему удалось заключить перемирие между Иоанном и Баторием 15 янв. 1582 г. (см.). Тотчас после этого П. поехал в Москву, где ему пришлось разочароваться в надежде обратить царя в католичество. Затем он отправился в Рим, сопровождая туда посла Иоанна Грозного, Молвянинова, но скоро выехал оттуда в Польшу с разными дипломатическими поручениями. В особенности старался он уладить раздор между Баторием и императором Рудольфом II из-за земель, отнятых последним у Трансильвании. В то же время он не упускал из виду и религиозных дел: требовал энергичной борьбы с протестантизмом в Трансильвании, думал одно время посвятить свою деятельность обращению Молдавии и Валахии в католицизм, стремился к соединению православной церкви в литовско-русских землях с католической и вошел по этому поводу в сношения с князем Константином Острожским. П. полагал, что, добившись унии западно-русской церкви с Римом, он значительно подготовит дорогу к этому и для Москвы. Тем временем в голове Батория, после смерти Иоанна Грозного, зародился план завоевать сначала Москву и затем уже двинуться против турок. Баторий встретил горячее сочувствие у П., всячески старавшегося склонить Рим в пользу планов польского короля. Но папа Григорий XIII холодно отнесся к проекту Батория, как расстраивавшему его план лиги против турок, и воспретил П. приезжать в Рим для хлопот по этому поводу, а в 1585 г. приказал ему оставить королевский двор и жить в иезуитской коллегии в Браунсберге. Со вступлением на папский престол Сикста V отношение курии к проектам Батория, которые П. продолжал настойчиво поддерживать, несколько изменилось: он был вызван в Рим (1586) и встретил, по-видимому, сочувствие папы, решившегося, однако, сделать попытку примирения Польши с Москвой. В конце 1856 г. П. было приказано опять отправиться в Варшаву и Москву с дипломатической миссией. 12 дек. того жо года умер Баторий, а так как поведение П. вызывало подозрения Габсбургов, выставивших свою кандидатуру на польский престол, то он был немедленно отозван из Польши. После того он только однажды попытался вмешаться в политику, в интересах франц. короля Генриха IV (1593); но это вызвало сильнейший гнев папы Климента VIII, и П. должен был бежать из Рима. Конец жизни он всецело посвятил научным работам. Умер в Ферраре. Из многочисленных трудов П. (см. перечень их у Sommervogel'я, "Bibl. de la Compagnie de J?sus", т. VI, П., 1895) особенно заслуживают внимания: "Moskovia" (Вильно, 1585"), "Bibliotheca selecta, qua agitur de ratione studiorum" (Рим, 1593; род энциклопедии наук) и "Apparatus sacer ad scriptores veteris et novi Tesiamenti etc." (В., 1603—1606; сочинение, не лишенное значения и в настоящее время).Литература. Jean Dorigny, "La vie du p?re Antoine Possevin" (IIap., 1712; итальянский перевод Gbezzi, Венеция, 1759, с добавлением нескольких новых документов); Дахнович, "Иезуит Антоний Поссевин" ("Труды Киевской Духовной Академии", 1865, №№ 1 — 4); Piaget, "Histoire de l'?tablissement des J?suites en France" (1893); Theiner, "Schweden und seine Stellung zum heiligen Stubl unter Johann III, Sigismund III und Karl IX" (Аугсбург, 1838); гр. Д. Толстой, "Римский католицизм в России" (СПб., 1876); Pierling., "Un nonce du pape en Moscovie" (П., 1884); его же, "Le Saint Si?ge, la Pologne et Moscou" (П., 1885); его же, "Papes et Tsars" (П., 1890); его же, "La Russie et le Saint-Si?ge" (П., 1897, т. II); Lerpigny, "Un arbitrage Pontifical" (Брюссель и П., без года); Форстен, "Балтийский вопрос в XVI и XVII ст." (СПб. 1893, т. 1). В последнее время изданы новые документы, относящиеся к истории дипломатической деятельности П.: "Antonii Possevini Missio Moscovitica ex annuis litteris societatis Jesu excerpta curante P. Pierling S. J." (П., 1882); "Listy Kardyna?a di Gomo do O. Antoniego Possevina, wyj?te z Archiwum Watykanskiego przez O. Paw?a Pierling'a" (Краков; 1885; оттиск из "Przegl?d'a Powszechnego"); Pierling, "Bathory et Possevino. Documents in?dits sur les rapports du Saint-Si?ge avec les Slaves" (П., 1887); Ф. Успенский "Наказ царя Ивана Васильевича Грозного князю Елецкому с товарищами" ("Записки Новороссийского Университета", 1885, т. 43); его же, "Переговоры о мире между Москвой и Польшей" (там же, 1887, т. 45).Н. Л—ч.
Значение слова ПОССЕВИН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ПОССЕВИН
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012