Значение слова ПОБЕГ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ПОБЕГ

Побег (бот.) - стебель вместе с сидящими на нем листьями; встречаетсяу высших растений. Неразвившийся П. есть почка. П. бывает листоносным,если он не заканчивается цветами, в противном случае получаетсяцветочный П. От распределения П. зависит общий вид растения. Цветок илиявляется верхушкой П. или сам представляет из себя П., ограниченный вросте и служащий для воспроизведения плода. Победоносцев (КонстантинПетрович) - известный юрист и государственный деятель, ДТС,статс-секретарь, род. в Москве в 1827 г. По окончании курса в училищеправоведения поступил на службу в московские департаменты сената; в 1860- 65 гг. занимал кафедру гражданского права в московском университете; вто же время состоял преподавателем законоведения вел. кн. НиколаюАлександровичу, Александру Александровичу, Владимиру Александровичу, апозднее - и ныне царствующему Государю Императору. В 1863 г. сопровождалпокойного наследника цесаревича Николая Александровича в его путешествиипо России, которое описал в книге: "Письма о путешествии наследникацесаревича по России от Петербурга до Крыма" (СП б., 1864). В 1865 г. П.назначен членом консультации министерства юстиции, в 1868 г. сенатором,в 1872 г. членом государственного совета; в 1880 г. оберпрокуроромсвятейшего синода; эту должность он занимает и до сих пор. Состоитпочетным членом университетов московского, петербургского, св.Владимира, Казанского и Юрьевского, а также членом франц. акд.Разносторонняя и не прекращающаяся до последнего времениучено-литературная и публицистическая деятедьность П. дает возможностьвыяснить во всех деталях мировоззрение этого государственного человека,принимавшего за последние 20 лет выдающееся участие в высшемгосударственном управлении. Особенно характерным в этом отношенииявляется издание П., появившееся в 1896 г. под заглавием: "МосковскийСборник". Здесь подвергаются критике основные устои современнойзападноевропейской культуры и государственного строя, сравнительно сглавными чертами национальнорусских идеалов. Главными порокамизападноевропейской культуры, по воззрению П., согласному в этом с Ле-Плэ, являются рационализм и вера в добрую природу человека. Первый отдаетчеловека в полную власть логического вывода и обобщений, имеющихзначение и силу в действительности лишь постольку, поскольку верныжизненные факты, лежащие в основании посылок; вторая приводит к идеенародовластия и парламентаризма - "великой лжи нашего времени". Взятыевместе, оба фактора производят крайнюю смуту во всем строе европейскогообщества, поражая и "русские безумные головы". Призванная к обсуждениювыработанных логическим путем широких теоретических программ, на которыхосновывается все государственное управление, масса населения,неспособная к поверке широких обобщений путем внимательного изученияфактов, отдается в жертву людям, умеющим воздействовать на нее своимкрасноречием, способностью ловко и лукаво делать обобщения и другими,еще более низкими приемами борьбы (подбор партий, подкуп и т. д.).Парламентские деятели принадлежат, большею частью, к самымбезнравственным представителям общества; "при крайней ограниченностиума, при безграничном развитии эгоизма и самой злобы, при низости ибесчестности побуждений, человек с сильной волей может статьпредводителем партии и становится тогда руководящим, господственнымглавою кружка или собрания, хотя бы к нему принадлежали люди, далекопревосходящие его умственными и нравственными качествами". Людям долга ичести противна выборная процедура: от нее не отвращаются лишьсвоекорыстные, эгоистические натуры, желающие достигнуть личных целей.Люди чести и долга обыкновенно не красноречивы, неспособны "нанизыватьгромкие и пошлые фразы"; они "раскрывают себя и силы свои в рабочем углусвоем или в тесном кругу единомышленных людей". Согласно с такимвзглядом, все, что основано на господстве рационализма и идей народногопредставительства, находит в П. строгого судью. Суд, основанный на этихначалах, родит "толпу адвокатов, которым интерес самолюбия и корыстипомогает достигать вскоре значительного развития в искусстве софистики илогомахии, чтобы действовать на массу"; в лице присяжных в нем действует"пестрое смешанное стадо, собираемое или случайно, или искусственнымподбором из массы, коей недоступны ни сознание долга судьи, ниспособность осилить массу фактов, требующих анализа и логическойразборки". Еще более вредна периодическая печать, так наз.выразительница обществ. мнения. Это сила развращающая и пагубная, ибоона, будучи безответственной за свои мнения и приговоры, вторгается сними всюду, во все уголки честной и семейной жизни, навязывает читателюсвои идеи и механически воздействует на поступки массы самым вреднымобразом; "любой уличный проходимец, любой болтун из непризнанных гениев,любой искатель гешефта может, имея свои или достав для наживы испекуляции чужие деньги, основать газету, созвать толпу писак" и т. д.Безусловно вредно и распространение народного образования, ибо оно невоспитывает людей, не сообщает умения, а дает лишь знания и привычкулогически мыслить; между тем "стоит только признать силлогизм высшим,безусловным мерилом истины - и жизнь действительная попадет в рабство котвлеченной формуле логического мышления, ум со здравым смыслом долженбудет покориться пустоте и глупости, владеющей орудием формулы, иискусство, испытанное жизнью, должно будет смолкнуть перед рассуждениемпервого попавшегося юноши, знакомого с азбукой формальногорассуждения... Вера в безусловное нравственное действие умственногообразования, опровергаемая фактами, есть не что иное, как предвзятоеположение, натянутое до нелепости".

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.