Значение слова ПАНТЕОН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ПАНТЕОН

Пантеон (собств. Пантейон) - в древности храмы, посвященные всембогам. Наибольшей известностью пользуется римский П.; сооруженный в 25или 27 г. до Р. Хр. Марком Агриппой, на Марсовом поле, близ им жепостроенных терм. Он был посвящен божествам рода Юлиев, статуи которых,например Марса и Венеры, стояли внутри этого сооружения. Посленеоднократных повреждений, причиненных пожарами и ударами молнии, П. былреставрирован сперва ими. Домицианом и Адрианом, затем. в 202 г. по Р.Хр., Септимием Севером и его сыновьями. Об этой последней реставрациисвидетельствует надпись над портиком храма, помещенная под надписью,высеченной Агриппой. В 1607 г., при папе Бонифации IV, П. был обращен вцерковь, посвященную Богоматери и всем мученикам, и получил название S.Maria ad Martyres - церковь, которую вследствие ее круглой формы называют также С.Maрия-Ротонда, или просто Ротондой. П. представляет собой круглое зданиес портиком, не существовавшим в первоначальном плане, но возведенным ещепри Агриппе, предполагавшим поместить в нем свою собственную статую истатую Августа. портик образуют 16 колонн восточного гранита (8 по лицу,каждая в 4,5 м. в окружности, с коринфскими беломрамерными капителямипревосходной работы). Он увенчан фронтоном, в настоящее время лишившимсянекогда украшавших его бронзовых фигур. Внутренность П. представляеткруглое помещение в 43,5 м. ширины и такой же вышины, покрытоеполукруглым куполом, с проделанным в середине циркульным отверстием 8,5м. в диаметре. В стенах устроены 8 ниш, в которых помещались статуибожеств; колонны, стоящие теперь в отверстиях этих ниш, относятся ковремени Домициана; они заменили собой другие колонны, находившиеся тутпервоначально. Над архитравом идет представляющая собой продолжениецилиндра аттика, которая, при одной из реставраций, была расчлененапилястрами. Мраморная облицовка этих пилястров была удалена в 1774 г.Пол внутреннего помещения П. выполнен порфиром и другими дорогимипородами камня. Общее впечатление, производимое П., очень грандиозно, несмотря на то, что здание сильно пострадало вследствие хищническогоотношения к нему некоторых императоров (Констант II, в 655 г., перевез вКонстантинополь вызолоченную бронзовую крышу) и пап. В 1881 и 1882 г.вокруг П. были произведены раскопки, при чем с задней его стороныоткрыты части сооружения, до того времени заслоненные позднейшимипостройками, и обнаружен весь цоколь, скрывавшийся под новейшиминаслоениями почвы. В П., в числе других знаменитых людей Италии,похоронен Рафаэль и первый король объединенной страны, Виктор-ЭмануилII. Кроме римского П., знаменит также парижский. Он стоит на том месте,где некогда стояла церковь, посвященная покровительнице Парижа, св.Женевьеве. В 1764 г. Людовик XV заложил здесь колоссальное здание,которое и было возведено по планам архитектора Суффло. Парижский П.имеет в плане форму греческого равноконечного креста, над серединойкоторого высится купол на барабане. С западной стороны П. находитсяобширный портик, образуемый 22 калнелированными колоннами коринфскогостиля в 20 м. вышины. Ширина всего здания - 84 м., длина - 112 м.Внутренность П. представляет в середине; под куполом, круглоепространство, к которому примыкают четыре боковые крыла. Над куполомфонарь, обведенный решеткой; отсюда открывается великолепный вид на весьПариж. Вышина всего здания от пола до фонаря достигает до 90 м. Зданиееще не было окончено постройкой, когда, в 1791 г., национальное собраниепереименовало его в Panthеon Francais и определило ему быть хранилищемпортретных статуй великих людей, тела которых погребались бы вподвальном этаже здания. При Наполеоне I П. снова был передан в духовноеведомство, при чем, однако, удержал за собой значение усыпальницывыдающихся деятелей эпохи империи. В 1822 г., он был обращен в церковьсв. Женевьевы. Июльская революция снова возвратила П. гражданскийхарактер, который и оставался за ним до 1855 г. Наполеон III, декретомот 6 декабря 1855 года, отдал его опять религиозному культу. Наконец, 27мая 1885 г., президент французской республики Греви, чтобы датьвозможность похоронить в П. тело Виктора Гюго, снова обратил его вусыпальницу великих людей, не имеющую церковного характера. О римском П.см. Адлера, "Das Panthеon zu Rom" (Б., 1871), и Ланчьяно, "Il Panteon ele terme di Agrippa" (в Notizie degli scavi" за 1881 и 1882 гг.).

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.