эсты и латыши, живущие в Псковском у. (ср. Псковские латыши), в пределах Псковскопечерского края, на границе Лифляндской губ., близ Паникович и Щемериц, по эстонски назыв. Setu, Setukene. Язык и верования этих первобытных эстов исследованы были Веске, Гуртом и Трусманом. По гадательному исчислению последнего из 12289 полуверцев Псковской губ. в Паниковичах живут 2119. Число латышей-полуверцев не определено; по Биленштейну (Letten, 22) они, вероятно, живут еще на границе Витебской губ. Старожилы помнят, что в П. и Тайловском приходах (бывших центрах староэстских аборигенов-полуверцев) существовали свои старцы-попы, совершавшие домашнее богослужение. Жертвоприношения делались в разных священных местностях (Bohomalo palo = бор богомола), в рощах, на больших камнях, из которых поныне существует и почитается камень при дер. Мегузице, недалеко от Нейгаузена, наз. Jaani kiwi (Иванов камень). Служили в старину какому-то Peko Jumal, богу Пеко (см.). Народное пение П. отличается большей оригинальностью и древностью, чем пение эстов-прибалтийцев; оно производилось в старину под акомпанемент семиструнной арфы или кантеле. Все полуверцы теперь православные; они — эсты-аборигены, по мнению Трусмана — последняя эмиграционная ветвь финского племени, некогда занимавшего не только Печерский, но и весь Запейнусский край и большую часть Псковской губ. См. "Живая Старина", I, 1890, стр. 31: "Полуверцы Псково-Печерского края").Э. Вольтер.
Значение ПАНИКОВСКИЕ ПОЛУВЕРЦЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ПАНИКОВСКИЕ ПОЛУВЕРЦЫ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012