Значение слова ОРГАН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ОРГАН

Орган (organum - лат., organo - итал., Urgel - нем., orgue - франц.,organ - англ.) - большой музыкальный духовой хроматический клавишныйинструмент с мехами, трубами, трубками (металлическими, деревянными, безязычков и с язычками) различных тембров. По звуковому богатству и обилиюмузыкальных средств О. занимает первое место между всеми инструментами исчитается царем инструментов. Вследствие своей выразительности, он давносделался достоянием церкви. Зародыш О. можно видеть в флейте Пана(Syrinx), а также в волынке (Sackpfeite). Евреи применяли прибогослужениях род О. - магрефа; у греков было тоже нечто в роде О.(Hydraulikon). У римлян был комнатный О. (Hydraulis). Изображение этогоинструмента имеется на одной монете или жетоне времен Нерона. О, большихразмеров появились в IV ст., более или менее усовершенствованные О. - вVII и VIII ст. Папа Виталиан (VII ст.) ввел О. в католическую церковь. ВVIII стол. Византия славилась своими О. Искусство строить О. развилось ив Италии, откуда в IX ст. они выписывались во Францию. Позднее этоискусство развилось в Германии. Наибольшее и повсеместноераспространение О. начинает получать в XIV ст. В 1470 г. немец Бернгардтв Венеции ввел в О. педаль, т. е. клавиатуру для ног. Старинные О., всравнении с современными, были грубой работы; ручная клавиатура, напр.,состояла из клавиш шириной от 5 до 7 дм. Расстояние между клавишами былов пол-дюйма. Ударяли по клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками. ВXVI и XVII ст. уменьшены клавиши и увеличено число трубок. В настоящеевремя наиболее знаменитым строителем О. считается Вилькер вЛудвигсбурге. Об О. писали: Bedos de Celles; "L'art du facteur d'orgues"(1766 - 78); Antony, "Geschichtliche Darstellung der Enulstehung undvervolkommnung der O." (Мюнстер, 1332); Hopkilis, "The organ; itshistory and construction" (Л., 1855); Seidel, "Die O. und ihr Bau" (4изд., Лпц., 1887); Wangemann, "Die O. ihre Geschichte und ihr Bau" (3изд., ib., 1887); Topfer, "Lehrbuch der Orgel baukunst" (Вена, 3 изд.1888); Frenzel, "Die O. und ihre Meister" (Дрезд., 1894).Усовершенствованные О. достигли огромного числа труб и трубок; напр. О.в Париже в церкви St. Sulpice имеет 7 тыс. труб и трубок. В О. бываютоткрытия с обеих сторон трубы и трубки следующих величин: в 1 фт.(Piccolo) ноты звучат тремя октавами выше писанных, в 2 фт. - нотызвучать двумя октавами выше писанных, в 4 фт. - ноты звучат октавой вышеписанных, в 8 фт. - ноты звучат как пишутся, в 16 фт. - ноты звучатоктавой ниже писанных, в 32 фт. - ноты звучат двумя октавами нижеписанных. Если эти открытия трубы закрыть с одной стороны, то их звукипонизятся на октаву. Не все О. имеют трубы больших размеров. По величинесамых больших труб в О. он получает свое название, напр. - в 4 фт.; илив 8 фт., или в 16 фт. Клавиатур в О. бывает от 2 до 5; называются онимануалами. Хотя каждая клавиатура О. имеет объем в 41/2 октавы, но,благодаря трубам, звучащим на две октавы ниже или на три октавы вышеписанных нот, объем большого О. имеет 91/2 октав. Каждый набор трубодинакового тембра составляет как бы отдельный инструмент и называетсяголосом (Stimme, Jeu). Каждая из выдвигаемых или вдвигаемых кнопок илирегистров (находящихся над клавиатурой или по бокам инструмента)приводит в действие соответствующий ряд трубок. Каждая кнопка илирегистр имеет свое название и соответствующую надпись, с обозначениемдлины труб этого регистра. Название регистра и величина трубобозначаются на нотах над тем местом, где известный регистр должен бытьприменен. Регистров в О. от 5 до 100 и более. Все регистры распадаютсяна две категории: 1) регистры с трубами без язычков (Jeux de fond,Labialpfeifen J. К этой категории принадлежат регистры открытых флейт,регистры закрытых флейт (bourdons), регистры призвуков (jeux de mutationили mixture), в которых каждая нота имеет несколько (более слабых)гармонических призвуков. 2) Регистры, у которых трубы с язычками (Jeuxd'anche, Rohroder Schnarrwerke). Соединение регистров обеих категорийвместе с микстурой называется plain jeu. Клавиатуры или мануалырасположены в О. террасой, один над другой. Кроме них существует ещеклавиатура педалей (от 5 до 30 клавиш), преимущественно для низкихзвуков. Партия для рук пишется на двух системах, в ключах и , как дляфортепиано. Партию педалей пишут чаще отдельно на одном системе. Наклавиатуре педалей, называемой просто "педаль", играют обеими ногами,пользуясь попеременно каблуком и носком. О. без педали называетсяpositiv, маленький переносный О. - portativ. В наиболее употребительныхцерковных и концертных О. три клавиатуры для рук (мануалы) и одна дляног. Нижний мануал - самый близкий к играющему - называется первыммануалом (Grandorgue), следующий за ним выше - вторым мануалом (positif,expressif), верхний мануал - третьим (recit; expressif). Облегчениямидля играющих и средством для усиления или ослабления звучности служат:a) Coppula - механизм, с помощью которого связываются две клавиатуры,при чем выдвинутые на них регистры действуют одновременно. Coppula даетвозможность играющему на одном мануале пользоваться выдвинутымирегистрами другого, b) 4 под ножки над клавиатурой педалей (Pеdale decombinaison, Tritte), из которых каждая действует на известнуюопределенную комбинацию регистров. с) Boite d'expressioт - прибор,состоящий из дверец, закрывающих и открывающих все помещение с трубамиразных регистров, вследствие чего происходит crescendo и decrescendo.Дверцы приводятся в движение подножкой (Schwelltritl). Так как регистрыв разных О. разных стран не одинаковы, то в органной партии они необозначаются подробно: выписывают над тем или другим местом органнойпартии только мануал, обозначение труб с язычками или без них и величинутруб. Остальные подробности предоставляются исполнителю. О. соединяетсяс оркестром и пением в ораториях, кантатах, псалмах, а также в опере,преимущественно как аккомпанемент молитвы.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.