Опера (opera - итал., Орег - нем., opera - франц.) -художественно-драматическая форма театральных представлений, в которойречь, соединенная с музыкой (пение и аккомпанемент), и сценическоедействие имеют преобладающее значение. Зародыш такой драматической формыследует искать в Италии, в мистериях, т. е. духовных представлениях, вкоторых эпизодически вводимая музыка стояла на низкой степени. Духовнаякомедия: "Обращение св. Павла" (1480), Беверини, представляет уже болеесерьезный труд, в котором музыка сопровождала действие с начала доконца. В пол. XVI стол. большой популярностью пользовались пасторали илипастушеские игры, в которых музыка ограничивалась хорами, в характеремотета или мадригала. В "Anfiparnasso", Оpaцио Векки, хоровое пение засценой, в форме пятиголосного мадригала, служило для сопровождения игрыактеров на сцене. Эта "Commedia armonica" была дана в первый раз приМоденском дворе в 1597 г. В конце XVI столетия попытки ввести в такиесочинения одноголосное пение (монодию) вывели О. на тот путь, на которомее развитие пошло быстро вперед. Авторы этих попыток называли своимузыкально-драматические произведения drama in musica или drama permusica; название О. стало применяться к ним в первой половине XVII стол.В последнее время некоторые оперные композиторы, напр. Рихард Вагнер,опять вернулись к названию: музыкальная драма. Цель 0. - усилить иуглубить, с помощью музыки, действие драматического произведения. Хотямузыка в О. имеет преобладающее значение, тем не менее успех еенаходится в зависимости от текста , который должен иметь интересный,ясный сюжет, сжатую, красивую литературную форму, жизненность ивыразительность речи. Сюжет должен давать возможность к разнообразномувыбору голосов (сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, бас) и к участиюхора. Задача О. - не эффектность, а полная выразительность. О.отклонилась от этой задачи у итальянцев в XVIII стол. и в первойполовине XIX стол.; ради эффектной вокальной виртуозности они почтипревратили О. в концерт в костюмах. В последнее время виртуозностьотступила на второй план или совсем изгнана из О., но явился другойнедостаток - слишком сильная и сложная инструментовка, заглушающая пениеи препятствующая слову, этому важному фактору в О., доходить дослушателя с полной ясностью. В настоящее время взгляд на правильноесоотношение музыкальной формы и текста далеко еще не установился.Большинство композиторов склоняется к системе Вагнера, придерживавшегосяв своих позднейших О. речитатива и ариозного пения; меньшинство, неотрицая полезности этих форм, вводит в свои О. также арии и ансамбли, т.е. номера, имеющие определенную форму. Представителями последнегонаправления пользования речитативом, ариозо или округленными формамисовершенно рационально ставится в зависимость от требования текста.Первый оперный театр для публичных представлений был открыт в 1637 г. вВенеции; ранее О. служила только для придворных развлечений. Первойбольшой О. можно считать "Дафне" Пери, исполненную в 1597 г. О. скорораспространилась по Италии, а затем и по остальным странам Европы. ВВенеции со времени открытия публичных зрелищ в продолжение 65 летпоявилось 7 театров; для них написано разными композиторами (числом до40) 357 О. Первыми оперными пионерами были: в Германии Шютц ("Дафне",1627), во Франции Камбер ("La pastorale", 1647), в Англии Пypцель; вИспании первые О. появились в начале XVIII стол.; в России Арайя первыйнаписал "Цефал и Прокрис" на самостоятельный русский текст (1755).Первая русская 0., написанная в русских нравах - "Танюша или счастливаявстреча", музыка Ф. Г. Волкова (1756). Разновидности О.: большая О.(opera seria - итал., tragedie lyrique, позднее grand-opera - франц.),полукомическая (semiseria), комическая О. (орега-buffa - итал.,opera-comique - франц., Spieloper - нем.), романтическая опера, наромантический сюжет. В комической О., немецкой и французской, междумузыкальными номерами допускается диалог. Есть и серьезные О., в которыевставлен диалог, напр. "Фиделио" Бетховена, "Медея" Керубини, "Волшебныйстрелок" Вебера. Отпрыском комической О. следует считать оперетту ,которая получила особенное распространение во второй половине XIX стол.О. делится на акты, картины, сцены, номера. Перед актами бывает пролог,в конце О. - эпилог. В состав О. входят: солисты, хор, оркестр, военныйоркестр, орган, в оперную музыку - речитативы, apиозо, песни, арии,дуэты, триo, квартеты, ансамбли и т. д., из симфонических форм-увертюра, интродукция, антракты, пантомима, мелодрама, шествия, балетнаямузыка. Н. С.
Значение слова ОПЕРА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ОПЕРА
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012