Значение слова ОМАР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ОМАР

Омар ибн-Хаттаб (из дома Адиев) - 2-й мусульманский халиф. Род. вконце VI в., царствовал от 22 авг. 634 г. до 3 ноября 644 г. Сперва былярым врагом ислама; потом, около 615 или 616 г., уверовал в пророка истал его ревностным и деятельным помощником, может быть дажеруководителем. Многие европейские историки находят, что настоящимоснователем ислама следует считать именно О., а не Мохаммеда; А. Мюллер,оспаривая такое мнение, признает однако, что без О. ислам пал бы. КогдаМохаммед умер и исламу грозила гибель, О. добился, чтобы халифом былизбран не мединец Саад и не слабохарактерный зять пророка, Алий, а умныйАбу-Бекр. Последний, умирая, взял с товарищей клятву, что его преемникомбудет О., хотя это было нарушением прав Алия. В халифство О. властьарабов распространилась за пределы Аравии. Первые набеги на владениявизантийцев и персов начались еще при Абу-Бекре, направляясь на южнуюПалестину и на низменность Евфрата. Персия, где в малолетство ЕздигердаII господствовала полная неурядица, не могла оказывать арабам упорногосопротивления. В правление Омара в 636 г. был взят Халидом (выдающимсяараб. полководцем) Дамаск; решительный бой Халида с соединенными, нонесогласными между собой силами греков, христианских арабов и армянсостоялся несколько раньше сдачи Дамаска, 20 авг. 636 г., у р. Ярмука(Иеромакса), и византийское войско было почти все истреблено.Одновременно возобновившаяся война с Персией ознаменоваласьблистательной победой арабов при Кадисии, близ Хиры (637), где Саадибн-Ваккас разбил соединенное персидское войско, бывшее под начальствомхраброго Рустема, но страдавшее отсутствием единодушия вождей. В том же637 г. завоевана была вся Вавилония, с Ктезифоном (Медаином), столицейцаря Ездигерда, до самых Мидийских гор. В 638 - 640 г. покорены одна задругой сильные сирийские крепости (из них Цезарея в 640 г. взята Моавиейлишь вследствие измены одного Иудея). О., въехав в Иерусалим, обратилхрам Соломона в мечеть; в то же время заняты были Месопотамия иХузистан. В 640 -641 гг. арабы (Амр) овладели Египтом, куда их призвалимонофизиты-копты, ненавидевшие православных греков, и подчинили себеМосуд, ограждавший с севера Месопотамию. В 642 г. взята штурмомАлександрия (позднейшее известие о сожжении Омаром библиотеки безусловноневерно). Египет был соединен посредством канала с Черным морем;совершены дальнейшие завоевания на запад, до Барки (Киренаика); в это жевремя перейдены мидо-персидские пограничные горы и рассеяны последниезначительные силы персов при Нихавенде, к Ю от Экбатаны. В 643 г. Персиябыла занята до Рея (Тегерана) и совершено вторжение в Азербейджан(Персидскую Армению); в сев. Африке взят Триполис (643 или 644). В 644г. занять Испаган, а на СВ арабские владения дошли до границ Хорасана. Кконцу своей жизни О. повелевал; кроме самой Аравии, северо-восточнымберегом Африки, Египтом., Сирией,. Месопотамией, Вавилонией и зап.половиной Персии (на В Ездигерд держался еще до 651 г.). Жителипокоренных стран или принимали ислам; или должны были платить податьпоголовную и поземельную, подвергаясь известным ограничениям в правах.Чтобы не допустить смешения мусульман (в частности арабов) с иноверцами,О. запретил мусульманам иметь земельные владения в покоренных странах (впоследующие времена закон этот пришел в забвение); с той же целью изАравии были изгнаны Иудеи и христиане и был учрежден (637)самостоятельный мохаммеданский календарь. Завоевания доставилимусульманам огромную добычу, которую нельзя было сразу разделить порукам, и богатый государственный доход. Для упорядочения финансовогодела, О. учредил казначейство и диван (мин. финансов или верховнуюфинансовую камеру). Подражал он при этом образцам византийским иперсидским, да и вообще он, где можно было, старался сохранить хорошозаведенную бюрократическую машину персов и византийцев: даже счетныекниги велись в Сирии и Персии на прежних языках, монеты чеканились сгреческими и персидскими надписями, на них оставлены были даже кресты ипрежние изображения. В каждой провинции был поставлен арабскийнаместник, с мусульманским войском (неверные вообще лишены были праваносить оружие); ему принадлежала также власть судебная, но рядом с намО. поставил и специальных судей, "кадиев". Во всех своих начинаниях О.руководился интересами ислама, которому он был глубоко предан, но этогонельзя сказать о массе арабоввоинов; не фанатизм, а разбойничья жадностьвлекла большую их часть к завоеваниям. После кадисийкой битвы О. велелизлишек добычи раздать тем выдающимся храбрецам, которые знают наибольшемест из Корана; оказалось, что они знают только формулу: "нет Бога кромеБога, и Мохаммед его пророк", или еще: "во имя Господа милостивого,милосердного", не больше. В своем образе жизни доходивший почти доаскетизма, О. старался, чтобы мусульмане не уклонялись от предписаныКорана, и строго наказывал за их нарушение (в том числе даже своихродных). Память О. до сих пор чтится суннитами; напротив, шиитыпроклинают О. за нарушение прав Алия. О. был убит, в своей столицеМедине, персом Абу-Лулу Фирузом (христианским рабом), занеудовлетворение жалобы на куфского наместника (644). Имя убийцысвященно у шиитов. А. Крымский.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.