Пользование огнем и уменье добывать его составляет одну из отличительных особенностей человеческой культуры, даже на самых примитивных ступенях ее развития. Сохранились, правда, старые и новые известия о племенах, не знающих употребления огня, но, как показал Б. Тейлор, все такие известия сомнительны и противоречивы. Знакомство с огнем мы находим и у самого древнейшего населения Европы: скопления золы и угля, следы очагов, вместе с разбитыми костями, древнейшими следами палеолитического человека, как в пещерах Франции и Англии, так и в открытых стоянках той же эпохи в России (например в Костенках, на берегу Дона). Тем не менее, вероятно, что первобытный человек еще не умел добывать О., и что изобретение способа его добывания было одним из важных шагов на пути культурного развития человечества. Об этой важности свидетельствуют многие мифы, связывающие открытие огня с древними героями, похитившими его с неба, и придающие огню характер божественности. Судя по тому, как получают себе О. многие дикари и как добывается так называемый "живой О." (см. соотв. статью), можно думать, что первоначальное добывание огня последовало от трения одного куска сухого дерева о другое, и притом трения путем вращения или сверления. Подобные вращательные движения имеют тесную связь с религиозными обрядами: в древней Индии, на рассвете, вращением дерева возжигался О. и вращением же сбивалось масло, приносившееся в жертву; у буддистов весьма обыкновенны вращающиеся молитвенные мельницы; священные хороводы, круговые танцы составляют существенную принадлежность многих религиозных обрядов. Отсюда Гейгер находит возможным вывести предположение, что первое получение огня было неожиданным результатом вращения, производившегося с мистической целью. Этим объясняется божественный характер, который придается огню многими народами, а равно пользование огнем при богослужении, жертвоприношениях, обрядах очищения, похоронах и т. д. Судя по данным языка, огонь первоначально обратил внимание человека не своими полезными или разрушительными свойствами, а своим цветом и блеском. "Древнейшими памятниками языка — замечает Гейгер — прославляются его светлый блеск, его красное пламя; древнейшие названия огня также указывают не на теплоту, не на свойство жечь, разрушать, вызывать боль, а на красный цвет, который привлек, по-видимому, прежде всего внимание человека". Добывание огня путем трения двух кусков сухого дерева существует у многих менее культурных народов до настоящего времени. Способ этот представляет три вариации: 1 ) сверление, 2) пиление и 3) проведение борозды. Сверление, в свою очередь, производится: а) непосредственно руками; берется узкая дощечка сухого дерева, кладется на землю, на нее становится коленями человек и упирает в нее сухую круглую, деревянную же палочку; предварительно в дощечке делается небольшая (неглубокая) ямка, соответствующая диаметру палочки, и от этой ямки проводится к боковому краю дощечки небольшая бороздка, по которой могли бы выдавливаться образуемые сверлением древесные опилки; вставив в упомянутую ямку палочку, человек вращает ее между ладонями, стараясь в то же время ее нажимать; ладони его при этом спускаются постепенно по палочке вниз и приходится их несколько раз быстро вскидывать к верхнему концу, но так, чтобы воздух не успевал попасть под нижний конец палочки. После непрерывного вращения в течение некоторого времени, древесная пыль нагревается и, наконец, воспламеняется, причем нужно иметь наготове уголь и трут для принятия огня, который затем раздувается. Скорое добывание О. этим способом требует ловкости и сноровки; он употребителен у эскимосов Лабрадора, у индейцев острова Ванкувера, у бушменов и других племен Африки, а также был в ходу в Японии, на Мадагаскаре и в других странах. б) Другой способ сверления требует применения дощечки, палочки, груза, который бы надавливал на палочку сверху, и веревки, с помощью которой вращалась бы палочка. При этом способе требуется участие двоих: один придерживает положенную на земле дощечку ногой, а обеими руками передвигает из стороны в сторону завернутую вокруг палочки веревку, которая и вызывает вращение палочки; другой помогает удерживать неподвижно дощечку, а рукой прижимает палочку сверху. Способ этот в ходу у некоторых племен эскимосов и североамериканских индейцев, также у даяков острова Борнео. Местами веревка соединяется с лучком, причем добывающий О. нажимает на верхний конец палочки зубами или грудью. в) Третий способ характеризуется присоединением к палочке груза (например, посредством надетого на нее кружка) и приведением ее во вращение посредством двойной веревки, обмотанной вокруг ее верхнего конца и прикрепленной затем к концам поперечной палочки; положив руки на эту поперечную палочку, человек нажимает ее книзу, вследствие чего вертикальная палочка приходит во вращение; нижнюю дощечку должен удерживать в это время другой человек. Способ этот существовал у разных племен эскимосов, индейцев, чукчей и др. Некоторые народы (например, айны, чукчи, австралийцы) не додумались до указанного выше снабжения ямочки в дощечке боковым желобком, вследствие чего добывание огня сопряжено у них с большим трудом и большой затратой времени. Пиление для добывания огня употребительно у малайцев, бирманцев, сиамцев. Берется расщепленный вдоль пополам бамбуковый ствол, кладется выпуклой (наружной) стороной кверху и распиливается поперек деревянной узкой дощечкой (тоже из бамбука), сточенной по краю в лезвие. Происходящие от пиления и нагревающиеся опилки падают обыкновенно на подложенный трут, который, наконец, и воспламеняется. Способ проведения борозды заключается в том, что сухое полено кладется на землю и удерживается в неподвижном положении упершимся в него коленом человеком, который, взяв обеими руками небольшую, заостренную к концу, твердую палочку и держа ее под углом около 45°, бороздит ею взад и вперед по полену, чем вызывает образование желобка, в одном из концов которого и скапливаются, наконец, воспламеняющиеся опилки. Способ этот свойствен исключительно Полинезии, где он весьма распространен, хотя пользование им требует большого навыка. Последующими методами добывания огня являются: а) удары кремнем о медный колчедан или сталь; куски колчедана с кремнем были иногда находимы в древних могилах Западной Европы, пользование же стальным огнивом было распространено в Европе до середины XIX в.; б) сжатия воздуха поршнем в цилиндре, причем к нижнему концу поршня прикрепляется легковоспламеняющийся трут; способ этот был встречен, между прочим, у бирманцев и даяков, но неизвестно, был ли он ими изобретен или заимствован у какого-нибудь более культурного народа. Гораздо позже появляются спички (см.) и многие другие физические и химические способы.Д. А.
Значение ОГОНЬ, ИСТОРИЯ И СПОСОБЫ ДОБЫВАНИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ОГОНЬ, ИСТОРИЯ И СПОСОБЫ ДОБЫВАНИЯ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012