(John Henry Newman, 1801— 1890) — один из вождей английского нового католичества. Поступив в оксфордский университет, Н. горячо отдался религиозным вопросам и принял решение остаться неженатым; в 1824 г. стал священником, сохраняя связи с университетом. Скоро Н. подпал под влияние высокоцерковного направления, во главе которого стояли Пьюзэ, Гоукинс, Фруд, выдвигавшие принципы иерархии и традиции в противоположность протестантскому индивидуализму и началам государственной церкви. Приближение к католичеству выразилось в проповедях Н. и в сочинении его об арианах VI в., вышедшем в 1834 г. Поездка в Рим еще более укрепила Н. в его взглядах. В 1833 г. он стал выпускать, вместе с кружком оксфордских деятелей, церковные памфлеты под заглавием "Tracts for the time" (откуда название его направления — трактарианизм): здесь осуждался критицизм и субъективизм в религии, выдвигалось значение священного авторитета, перешедшего от апостолов на иерархию, значение таинств, как актов чудотворных и церковных обрядов независимость церкви. Всего более шума вызвал 90-й tract, где доказывалось, что 39 членов англиканской церкви не отстранили старого католического учения; греческая, римская и англиканская церкви одинаково признавались апостолическими; реформация рассматривалась как несчастье, протестантизм признавался религией испорченного сердца, а реформационные церкви — антихристианскими сектами. Когда в 1841 г. англиканская церковь потребовала от Н. отречения от этих положений, он отказался, но должен был прекратить издание трактатов. В 1843 г. он сложил с себя священнический сан, потому что "очень полюбил римскую церковь". В 1845 г. Н. перешел в католицизм, в 1846 г. отправился в Рим и сделался католическим священником. Возвратившись в Англию, Н. основал ораторию для католической пропаганды. В холерный 1848-й г. он играл деятельную роль в оказании помощи населению. Следующие годы заняты полемикой против англиканства, причем Н. подвергся суду за резкие выражения. В 1851 г. Н. сделался ректором Католического дублинского университета. Через 7 лет он удалился в Бирмингам, где основал Школу, главным образом посещавшуюся молодыми аристократами. Защищая непогрешимость папы в установлении догматов, Н. не признавал своевременной постановку этого вопроса в 1870 г. и отклонил приглашение участвовать в ватиканском соборе, но потом присоединился к его решениям. В 1879 г. папа Лев XIII возвел Н. в сан кардинала. Принимая посвящение в Риме, Н. произнес речь, где осуждал либерализм в богословии. Н. был выдающимся проповедником и стилистом; в новокатолическое движение в Англии он внес сильный дух прозелитизма.См. "Letters and correspondence of J. H. Newman" (Л., 1891); Hutton, "Cardinal N." (2 изд., Л., 1891); Meynell, "J. H. N." (Л., 1890); Abbon, "The career of card. N." (1892).P. В
Значение слова НЬЮМЭН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое НЬЮМЭН
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012