обычный образ в сказках и песнях великорусских и преимущественно малорусских. В сербских поверьях роль Н. играет несреча. Обыкновенный мотив заключается в том, что доля и Н. приходят к людям: одному помогает доля, другому вредит Н. Иногда бедняк находит свою ленивую Н. лежащей в поле и бьет ее. Ф. И. Буслаев видел в доле и Н. простые олицетворения, А. А. Потебня — мифические образы. Эти толкования легко примиряются: мифические образы мало-помалу переходят в простые олицетворения. Доля и Н. встречаются почти во всех сборниках сказок, русских и иностранных. Сходные поверья были у египтян, греков и др.Систематический свод малорусских сказок этого рода дан в статье П. В. Иванова: "Народные рассказы о Доле", в 4 т. "Сборника Харьковского Историко-филологического Общества". Специальное исследование Боровиковского о доле в малорусских песнях (по старым сборникам) напечатано в IV кн. "Чтений Московского Общ. Истории и Древностей Российских" (1867). Ценные замечания Буслаева — в I т. "Исторических Очерков" (стр. 548 и сл.). Специальная монография А. А. Потебни: "О Доле и сродных с нею существах" напечатана во 2 т. "Древностей" Московского археологического общества (1867). Позднее о доле и Н. сделали в печати ценные сообщения академик Веселовский (в 1883 и 1891 г.) и немецкий ученый Краус (1889). См. еще заметки г-на Васильева в "Этнографическом Обозрении" (1890, I и 1892, № 4) и H. Сумцова (там же, 1892 г., № 4). Ср. Доля.Н. Сумцов.
Значение слова НЕДОЛЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое НЕДОЛЯ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012