так называются собрания граждан общины или государства для рассуждения об общественных делах, для издания законов, для избрания должностных лиц и т. п. У античных народов (греков и римлян), затем довольно долго у германцев и у славян Н. собрания имели преобладающую роль в государстве; но с течением времени они мало-помалу выходят из употребления, и в современных культурных государствах народное воздействие на государственную жизнь совершается уже через выбираемых народом особых представителей, депутатов (см. Представительство народное). Н. собрания существовали в глубокой древности; мы видим их уже в Гомеровских поэмах. Впрочем, в эту древнейшую эпоху они функционируют еще неправильно, редко и слабо. Народ (свободные) созывался царями, через герольдов, на площадь ("агора", откуда и самое собрание называлось также "агора"), но, большей частью, не для постановления решений, а просто для выслушивания и принятия к сведению того, что решено царем, после совещания со знатнейшими, которых иногда также называли царями. Бывало и обсуждение вопросов, но правильного голосования не было: народ выражал свое одобрение или неодобрение просто криком. Народное решение не было обязательно для царя. В Спарте деятельность Н. собрания была регулирована так называемыми законами Ликурга. Н. собрание называлось там "апеллой" (??????) и собиралось ежемесячно. Право участвовать в нем имели все спартиаты, достигшие 30 лет, а председательствовали сначала цари, потом — эфоры. Приписываемое Ликургу правило гласило, что власть должна принадлежать народу; но уже закон Феопомпа отнял ее у народа, внеся прибавку, что если народ решит дело неправильно, то цари и герусия могут отменить его решение. Обыкновенно спартанская апелла не обсуждала предлагаемых ей вопросов, а только одобряла или отвергала криком предложения герусии или эфоров, что отличало ее от афинской екклезии. Апелла решала важнейшие дела (например, вопросы о войне и мире, о договорах, о новых законах, о даровании свободы илотам и т. д.) и производила выборы геронтов, эфоров и других должностных лиц. В сущности положение спартанской апеллы (за исключением права избрания должностных лиц) мало чем отличалось от того, какое занимает Н. собрание в Гомеровских поэмах. Н. собрание существовало и в других греческих государствах, причем на его положении сильно отражалась борьба между аристократической и демократической партиями. Усиление последней влекло за собой и усиление влияния Н. собрания на государственные дела.О народном собрании у афинян — см. Екклезия, о Н. собрании у римлян — см. Комиции, о Н. собрании у германских и славянских народов — см. Вече.Д. К.
Значение НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012